Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Полное разъяснение по теме: "инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Fposobie-help.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Finkluzivnoe_obrazovanije_vst

Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растет на 4 %.

Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.

Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.

Этим термином обозначают совместное обучение здоровых детей и их ровесников, имеющих ограничения по здоровью.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Fposobie-help.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Finkluzivnoe_obrazovanije_chto

При этом речь идет не о специализированных классах или группах для детей-инвалидов в общеобразовательных школах или дошкольных образовательных учреждениях. Все дети независимо от их состояния здоровья, умственных или физических возможностей или ограничений занимаются вместе в одном классе или группе.

По мнению специалистов, а также беря за основу мировую практику инклюзивного обучения, это не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и, опираясь на основы гуманистической педагогики и мировой опыт, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.

В дошкольных общеобразовательных учреждениях инклюзивное обучение помогает лучше подготовиться к школе, способствует адаптации в обществе, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию. Уровень эмпатии в таких группах намного выше, чем в несмешанных. Естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Fposobie-help.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Finkluzivnoe_obrazovanije_zkon

В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка.

В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и в соответствии с ним разрабатывают собственные программы.

Инклюзивное образование основано на таких принципах:

  • Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Fposobie-help.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Finkluzivnoe_obrazovanije_principiВсе люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
  • Каждый человек ценен сам по себе как личность.
  • Все люди могут чувствовать и думать.
  • Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
  • Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.

Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д.

Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.

В основу образования включается:

  • Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Fposobie-help.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Finkluzivnoe_obrazovanije_osnovaиндивидуальный подход к обучению;
  • включение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов;
  • создание вариативной развивающей среды;
  • установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.

Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с ОВЗ, должна быть построена таким образом, чтобы она была понятна всем детям, могла способствовать раскрытию его потенциала и нацелена на повышение успешности ученика. При этом она должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.

Преимущества и недостатки подобной системы обучения

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Нет видео!
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

Читайте так же:  Детские пособия в вологде и вологодской области в 2019-2020 году

В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:

  • Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.
  • Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными. У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  • Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Fposobie-help.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Finkluzivnoe_obrazovanije_preimushestva

Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки:
  • Отсутствие достаточного финансирования.
  • Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
  • Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
  • Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
  • Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.

Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.

В нашей стране школы, перешедшие на инклюзивную систему образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве школ переход на такую систему произошел скорее формально. После принятия закона «Об образовании» во многих регионах начали закрывать коррекционные и специализированные школы и переводить детей с ОВЗ в обычные общеобразовательные учреждения, совершенно не приспособленные к этому.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Fposobie-help.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Finkluzivnoe_obrazovanije_problemi

Педагогические коллективы многих школ не провели необходимую психологическую работу с учащимися и родителями, которые оказались не готовы к совместному обучению с детьми-инвалидами.

Материально-техническая база школ тоже испытывает зачастую недостатки необходимых ресурсов. Для детей с ограниченными возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.

Недостаток квалифицированных педагогов, психологов, тьюторов, медицинских специалистов привели к тому, что во многих классах дети-инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их одноклассники.

В результате многие родители переводят своих детей на дистанционную форму обучения, что часто делает их еще более изолированными от общества.

Во многих зарубежных странах опыт инклюзивного образования насчитывает уже почти полвека. В Европе и США с 70-х годов ХХ века начали применять различные формы обучения детей-инвалидов с целью их интеграции в общество. Для этого было проведено полное реформирование образования, переподготовка кадров, перепланировка и реконструкция школьных помещений с целью их приспособления под нужды детей с ограниченными возможностями.

Экономические исследования, которые провели в этих странах через несколько десятилетий после применения системы инклюзии, доказали ее эффективность и жизнеспособность.

Сегодня это одна из основных систем обучения во многих странах Запада, тем более, что школы, принимающие на обучение детей-инвалидов, получают дополнительную финансовую поддержку от государства.

О развитии такого вида обучения в России смотрите в следующем видеосюжете:

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.

В результате итоговый уровень знаний сильно отличался, более того, дети с ограниченными возможности испытывали проблемы с социальной адаптацией в обществе, где делался акцент на их особенностях развития.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F0aska0kn380738-300x200

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Нет видео!
Видео (кликните для воспроизведения).

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2Fimages-1-8-300x123

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Читайте так же:  Какие выплаты положены при рождении ребенка в 2019 году

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2Fimages-14

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:
  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2FInklusion_Titel-2-300x198

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ , уровень полученных знаний будет заметно ниже.

Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2FBez-nazvaniya-1-1

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:
  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2FBez-nazvaniya-2-300x139Изменение системы образования обязательны к исполнению для всех регионов, поэтому во многих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого не имелось материальных и технических возможностей.

Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.

Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2FBez-nazvaniya-3

В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:
  • мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
  • инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.

В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.

Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2018 году

Для того, чтобы разобраться в особенностях обучения детей-инвалидов, предлагаем ознакомиться с его методом внедрения в отечественных школах и детских садах, плюсах и минусах такого обучения, с тем, как это происходит в мировой практике.

Инклюзивным образованием является такой вид школьного и дошкольного образования, при котором проходит совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с их здоровыми сверстниками.

Читайте так же:  Гостевая виза в россию для иностранцев

Выделяют следующие особенности данного образовательного процесса:

  1. Человеческие достоинства не определяются способностями и достижениями.
  2. Каждая личность может размышлять, чувствовать.
  3. Человек не может без социума.
  4. Каждая личность может общаться и обладает правом на то, чтобы быть услышанной.
  5. Качественный процесс образования может быть осуществлен лишь при наличии реальных взаимоотношений.
  6. Каждой личности необходимы дружеские отношения со сверстниками и их поддержка.
  7. Прогресс учеников определяется его возможностями, а не тем, что он не умеет делать.
  8. Для улучшения всех граней жизнедеятельности ученикам необходимо разнообразие.

Обычно смешанные классы посещают 1 или 2 ребенка с ОВЗ при средней численности класса в 25 человек. Когда детей с ограниченными возможностями больше, уменьшается количество здоровых учеников.

В детских садах численность воспитанников в инклюзивных группах составляет 15 человек, из которых 5 детей с ОВЗ. При наличии тяжелых нарушений — их численность составляет от 1 до 3 человек.

В связи с тем, что ребенок с ОВЗ не может стать частью коллектива без соответствующей подготовки, то к инклюзивному образовательному процессу привлекаются:

  • дефектологи;
  • педагоги-психологи;
  • специалисты социальной области;
  • тьюторы;
  • логопеды;
  • педиатры;
  • помощники педагогов.

Кроме данных специалистов, к адаптации должны быть подключены все работники учебного заведения и остальные ученики. Внедрение таких программ в общеобразовательные заведения полезно и для обычных учеников – помогает им лучше понять особенных детей, относится, как к равным себе.

Обучающая программа в инклюзивных классах (группах) приспосабливается под каждого ученика (воспитанника) с ОВЗ. Но вместе с тем, ее должны понимать все остальные дети, то есть программа не должна быть отдельной. Методика обучения должна быть полностью приспособлена к обычной общеобразовательной программе и практически не отличаться от привычного способа обучения.

В учреждениях дошкольного образования, при грамотном и ответственном подходе воспитателей и психологов, ребята с ОВЗ имеют возможность лучше подготовиться к посещению школы, скорейшему совершенствованию коммуникации, речи, адаптации в социуме. В группах с инклюзивным образованием ребята лучше понимают потребности особенных детей, учатся взаимодействовать с ними.

Чтобы попасть в детский сад в инклюзивную группу достаточно сделать соответствующую заявку на портале Госуслуги. Дети с ОВЗ в первую очередь будут зачислены в детский сад, а их родители освобождаются от оплаты за него.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья proxy?url=https%3A%2F%2Flgotywiki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2F%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25B0-%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%258F%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B8-%25D0%25B2-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9-%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B4-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B5-%25D0%2593%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2583%25D1%2581%25D0%25BB%25D1%2583%25D0%25B3

Фото: подача заявки в детский сад на портале Госуслуг

Родителям необходимо будет предоставить заведующей детского сада соответствующее заявление, к нему приложить копии паспорта и свидетельства о рождении ребенка и медицинскую карточку формы № 286-у. Бланк заявления о необходимости зачисления ребенка в детский сад можно скачать здесь.

Перед началом посещения детского сада — лучше обратиться в государственную организацию медико-социальной экспертизы для получения индивидуальной программы реабилитации ребенка с ОВЗ.

Руководство образовательной организации не вправе отказать ребенку с ОВЗ в получении дошкольного образования в необходимой ему форме. Подавать заявление родители могут в любой детский сад. Сложности способно вызвать лишь то, что детское учреждение может не иметь специального оборудования, необходимого ребенку для полноценного процесса обучения.

Что касается школьного образования, то родители обладают правом выбора между общеобразовательной школой с обычными классами либо классами с инклюзивной программой и специальными образовательными учреждениями (коррекционными школами), которое могут предложить основную адаптированную программу.

Для того, чтобы попасть в специальную школу одному из родителей (законных представителей), потребуется написать соответствующее заявление и приложить к нему заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по предоставлению соответствующих условий ребенку.

В настоящее время ни одна медико-психологическая комиссия не поставит ребенку диагноз «необучаем». Абсолютно каждый ребенок имеет право получить образование в выбранном учреждении по месту проживания.

Нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос

Право на получение инклюзивного образования закреплено в Конституции РФ. Инклюзивная программа основывается на принципах, определенных в:

Среди преимуществ инклюзивного образования для детей с ограниченными способностями можно выделить следующие особенности:

  • размываются грани различий между обычными детьми и особенными, что способствует развитию социума с равными правами и возможностями;
  • ребята обучаются по программе общего обучения, что увеличивает их шансы на дальнейшее трудоустройство и помогает лучше адаптироваться в социальной среде;
  • дети с психофизическими особенностями развития, обучающиеся в смешанных классах (группах), принимают участие во всевозможных играх, конкурсах, концертах. Данные мероприятия способствуют раскрытию потенциала ребенка.

В связи с тем, что в нашей стране методику совместного обучения стали применять сравнительно недавно, существует большое количество недостатков, среди которых:

  • недостаток материально-технического обеспечения;
  • дефицит специалистов нужной квалификации, так как будущих преподавателей не подготавливают к работе с детьми, у которых присутствуют особенные потребности;
  • нехватка в педагогическом коллективе специалистов, осуществляющих взаимодействие с особенными ребятами (логопедов, сурдопедагогов, психологов, педиатров);
  • большинство организаций общего образования не могут предоставить детям с ОВЗ комфортабельных условий для обучения (отсутствие пандусов, медицинских приборов для ребят со слабым зрением, подъемников и прочего).

В текущем году продолжается внедрение смешанного обучения на базе 1 и 2 классов общеобразовательных школ. В отдельных областях страны эта практика успешно применяется. Но подавляющее количество регионов остались неподготовленными к данным нововведениям в образовательной структуре.

Российское законодательство обязывает все школы формировать среду для комфортного обучения ребят с ОВЗ. В школах началось создание смешанных классов, не смотря на отсутствие необходимого технического обеспечения.

В результате этого дети-инвалиды просто не могут посещать занятия и свободно перемещаться по коридорам учебного заведения. Преподавательский состав также оказался не готов к работе с особенными детьми. Данные факты привели к тому, что такие ученики не смогли стать частью коллектива, что привело к еще большей отстраненности от социума.

Большинству родителей пришлось перевести детей на дистанционное обучение, лишая их тем самым полноценного общения со сверстниками и отдаляя от них.

В большинстве стран Европы и в США программы смешанного обучения начали вводиться в образовательный процесс еще в 70-х годах прошедшего столетия. В тот период начали использование 3-х способов адаптации детей с ОВЗ к социуму:

  • интеграция заключалась в получении образования ребят с особенностями в развитии в обычных школах;
  • мейнстриминг предполагал выборочное участие ребят с ОВЗ в общественной работе с целью предоставления им возможности общения со сверстниками на разнообразных культурных мероприятиях;
  • инклюзия подразумевала оснащение школ специальным оборудованием и приспособление программы обучения к потребностям учеников с ОВЗ.
Читайте так же:  Получить снилс в пенсионном фонде

Практика использования данных методов и проведенные исследования доказали наибольшую социальную и экономическую эффективность последнего способа. Сегодня он широко используется во всех учебных заведениях Европы и США. Школы получают значительные средства из государственных бюджетов для этих целей, поэтому заинтересованы в привлечении особенных ребят в свои школы.

Следовательно, в современной России инклюзивное образование необходимо еще совершенствовать, требуется увеличение материально-технического снабжения, подготовка квалифицированных специалистов, способных работать с особенными ребятами, создание доступной среды в учебных организациях для их обучения.

Преимущества инклюзивного образования для детей с овз

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

  • Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
  • Каждый человек ценен сам по себе как личность.
  • Все люди могут чувствовать и думать.
  • Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
  • Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.
  • Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.
  • Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в классе — несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников.
  • Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.
  • Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.
  • В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, детских садов, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения и воспитания детей с особыми потребностями в обычных дошкольных организациях вместе со сверстниками. Поскольку для Казахстана это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения такого обучения: Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению и воспитанию в обычном детском саду? Какие проблемы у него возникнут? Готовы ли дошкольные образовательные организации к воспитанию таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Читайте так же:  Где должны храниться новые трудовые книжки в организации

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

Мы понимаем, что социальная инклюзия — это магистральная линия развития нашего российского общества. Согласно ст.7, п.1 Конституции РФ, Россия — это социальное государство, в политике которой есть направление на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с ОВЗ, — это часть более общей проблемы неравенства в образовании.

Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения и программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009) так определила один из своих приоритетов: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Статья на тему: Преимущества инклюзивного образования

Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение ( «инклюзивное образование») способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости , а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться толерантными и учиться уважать другие личности независимо от их особенностей.

Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счет характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего. В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалеку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении такой дружбы.

  1. государство должно резко увеличить финансирование образования, поскольку на практике оказалось, что подлинная интеграция дороже дифференцированного специального образования (проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными);
  2. учителя массовых школ, не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи, не готовы к интеграции и попадут в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта;
  3. только при колоссальной финансовой поддержке школы можно организовать в каждой общеобразовательной школе оптимальные условия для проблемного ученика (В классе ему необходимо обеспечить двух педагогов, основного и дополнительного для индивидуальной помощи. Для решения его бытовых проблем — специальные технические приспособления и обучение персонала.).
  4. дополнительное внимание учителя к интегрированному ребенку приводит к снижению качества обучения его одноклассников и рейтинга школы, оттоку наиболее способных учеников.

Внутреннее пространство школы. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть увеличена. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах. Для детей с нарушением зрения названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования Артюшенко, Наталья Петровна

этап (2000-2004) — диагностическо-постановочный. Проводилось теоретико-педагогическое обоснование, разработка алгоритма выявления, отбора, учёта и устройства в образовательные учреждения детей с ОВЗ. Создавались учебно-методические, дидактические и консультативные материалы для родителей и учителей. Проводился констатирующий эксперимент.

Методологической основой исследования являются: деятельностный подход к изучению личности (Л.С. Выготский, М.И. Кондаков, А.Н. Леонтьев, А.И. Наумов, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, П.И. Третьяков); концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Э.И. Мещерякова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина); философские основы, связанные со спецификой обучения детей с ОВЗ в

Материал по теме: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Социальная модель инвалидности . Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

Изображение - Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here