Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года

Полное разъяснение по теме: "новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Новые пенсионные законы в Российской Федерации с 1 января 2015 года

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F5a71f-694d-45a4-af6e-4f107657ef2c_big-300x200

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F6ec1f1e22be1c6a80ffc44d71101f69b-300x198

Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.
  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин — 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F10_main-300x169

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент — балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F1511-1-300x168

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

  • из длительности общего страхового стажа;
  • на основе пенсионных баллов.

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.

Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F1481672052_jcdnwwrbumyquxdoxohscq-300x172

Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:
  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Читайте так же:  Приобртенное после развода жилье

Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно:

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fa3193da9f744508278b55342b9cabd86_XL-300x200

Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

Так, для данной категории:

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).

Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fd68efeb1d311191c7c4280d0c7311089-1-300x200Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит. Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

С 2015 года в российской пенсионной системе произошли изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия трансформировалась в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года. Минимальное количество бал­лов, необходимых для назначения пенсии, в 2015 году составляет 6,6. Ежегодно эта величина будет повышаться на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Читайте так же:  Гражданство рф для жителей молдовы

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: он вырастет до 15 лет. Как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составляет 6 лет. Ежегодно в течении 10 лет он будет увеличиваться на 1 год, до 15 лет в 2024 и последующих годах.

Стоит отметить, что в действующем пенсионном законодательстве, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей. В Мурманской области размер фиксированной выплаты к страховой пенсии рассчитывается с учетом районного коэффициента. С 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год.

Личный кабинет застрахованного лица

В январе 2015 года Пенсионный фонд России запустил новый электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица». Он позволяет гражданам допенсионного возраста в режиме реального времени узнать о своих уже сформированных пенсионных правах. Кабинет размещен на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru, доступ к нему имеют все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг.

Через Кабинет гражданин может узнать о количестве накопленных пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Важно отметить, что все представленные в Кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Поэтому, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, у него появляется возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в ПФР.

При этом сервис позволяет узнать, сколько пенсионных баллов гражданину может быть начислено в 2015 году. Для этого достаточно ввести в соответствующее окно ожидаемый ежемесячный размер своего дохода от трудовой деятельности до вычета НДФЛ. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в 2015 году – 7,39.

Для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина («письма счастья»).

Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования.

В Кабинете можно воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.

Основной задачей калькулятора по-прежнему является разъяснение порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также демонстрация того, как на размер страховой пенсии влияют такие показатели, как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января 2015 года проиндексирован и составляет 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. На выплату его средств в 2015 году в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, в 2015 году проиндексирована и составляет 711 тыс. рублей. В случае превышения базы для начисления страховых взносов, размер тарифа на обязательное пенсионное страхование составляет дополнительно 10% от суммы превышения. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) не применяется. Т.е. начисление страховых взносов в ФОМС производится со всех сумм выплат в пользу физического лица, подлежащих обложением страховыми взносами, по тарифу 5,1%.

Дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда) в 2015 году составляет по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снизилась с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. В Мурманской области более 70% страхователей уже перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

Читайте так же:  Справка об отсутствии судимости срок годности после получения

С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели имеют право уплачивать в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов уплачивали в полных рублях. Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, должны уплатить 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом. Самозанятые граждане должны предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах от деятельности за расчетный период. В случае непредоставления деклараций ПФР будет взыскивать с них страховые взносы в максимальном размере, который рассчитывается исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда.

Программа государственного софинансирования пенсии

31 декабря 2014 года прекратилось вступление в Программу государственного софинансирования пенсии. У всех тех, кто успел стать участником Программы до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее «активации» – до 31 января 2015 года включительно.

Таким образом, всем тем, кто вступил в программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания.

Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы – 22% – начисленных страховых взносов.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. С 2015 года, если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2018

Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:

  • условий получения такого пенсионного обеспечения,
  • порядка его начисления и доставки,
  • расчёта отчислений из пенсионных выплат,
  • непосредственно самих пенсионных сумм.

Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон “О трудовых пенсиях” устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Читайте так же:  Минимальная пенсия в краснодаре в 2019 году

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2018 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов трудовая пенсия (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Исходя из этого документа данный вид пенсионного обеспечения можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с инвалидностью, старостью, либо если они являлись иждивенцами таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что трудовая пенсия являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей.

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение трудовых пенсий, содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • по инвалидности — данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность;
  • по потери кормильца — выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • по старости — назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как страховой (трудовой) стаж — период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали страховые отчисления от работодателей.

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла реформа 2015 года, явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами — это страховая пенсия и накопительная.

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия — теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

С реформой в пенсионном законодательстве появилось два новых федеральных закона — «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях», а старый — в большей своей части перестал действовать.

В 2004 году Верховным судом было определено, что любой гражданин вправе рассчитывать на то, что пенсия при назначении будет основываться на том законодательстве, которое действовало в период трудовой деятельности. Иными словами, если лицо застало все пенсионные реформы, начиная с 1990 года и заканчивая 2015 годом, то назначение пенсии может происходить на основании трех законов.

Читайте так же:  Алименты с пенсии по инвалидности

Исходя из этого с одной стороны, граждане вроде бы и могут быть уверены в том, что их пенсионные права останутся при них (к тому же, Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ дается гарантия на то, что пенсия в случае применения нового законодательства будет точно не ниже той, что рассчитывалась по старым формулам). Однако наличие нескольких формул и правил исчисления выплат создает сложности для самих граждан — отнюдь не все являются экспертами в области пенсионного обеспечения. Поэтому требуется проанализировать новые условия, которые регламентируются двумя федеральными законами, вступившими в силу с 2015 года.

Разделение трудовой пенсии на две самостоятельных выплаты подразумевало создание законодательной базы для каждого вида пенсий. Именно поэтому был принят закон «О страховых пенсиях».

Первое и самое главное, пожалуй, изменение касается условий назначения: если описания условий, по которым может быть назначена пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца, практически скопированы из Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то со страховыми пенсиями по старости произошли существенные преобразования:

  • вместо необходимых 5 лет страхового стажа введена ежегодно увеличивающаяся продолжительность стажа от 6 лет в 2015 году и до 15 лет в 2024 году;
  • понятие фиксированный базовый размер заменено на фиксированную выплату (ФВ);
  • на размер пенсии теперь влияет индивидуальныйпенсионный коэффициент (пенсионный балл), величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода;

Кроме того, предусмотрено повышение фиксированной выплаты в случае, если гражданин добровольно не выходит на пенсию, когда она ему уже положена. Таблица, отражающая характер изменения величины ФВ, отражена в приложении 2 к вышеуказанному закону.

Кроме вышеуказанного закона «О страховых пенсиях» был принял еще один — «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ.

Накопительная пенсия является ежемесячной денежной выплатой, исчисленной исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статье 4 вышеуказанного закона, право на нее имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета находится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете.

В случае, если у лица на накопительном счете менее 5% от этого размера, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

Размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных страховых взносов, взносов по инициативе работодателя, инвестирования материнского капитала, а также по программе государственного софинансирования пенсии и других видов софинансирования. С помощью следующей формулы можно рассчитать, какую сумму ежемесячно будет получать гражданин:

  • НП — размер накопительной пенсии;
  • ПН — сумма всех пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного лица;
  • Т — предполагаемый срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы

Санкции со стороны западных стран, падение цен на нефть и другие обстоятельства создали определенные трудности для экономики России. В связи с высказыванием премьер-министра Д.А. Медведева о том, что «для индексаций у нас денег нет не только для Крыма, у нас ни для кого их нет», стоит подумать, насколько целесообразна была реформа 2015 года. Что ждет существующую пенсионную систему?

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере:

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил ежегодной индексации пенсии.

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?», конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии«досрочникам» и работающим пенсионерам;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии — теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение расчета пенсии. Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации — стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто — даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

Изображение - Новые пенсионные законы в российской федерации с 1 января 2015 года 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here