Особенности судебного разбирательства по кодексу административного судопроизводства

Полное разъяснение по теме: "особенности судебного разбирательства по кодексу административного судопроизводства" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Изображение - Особенности судебного разбирательства по кодексу административного судопроизводства proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovedus.ru%2Fstorage%2Fposts%2FdTrI49MXCNWiq5aJaIzWlImA7WRTrZCOiVJnTQYc

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Нет видео!
Видео (кликните для воспроизведения).

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Читайте так же:  Можно ли вернуть купленную серебряую ложку в магазин

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Особенности судебного разбирательства по кодексу административного судопроизводства

Кодекс Российской Федерации об Административном Судопроизводстве

4. Секретарь судебного заседания суда, рассматривающего административное дело, устанавливает связь с судом или учреждением, в которых используются системы видео-конференц-связи, для обеспечения участия в судебном заседании лица, присутствие которого необходимо для правильного рассмотрения административного дела. Секретарь судебного заседания суда по месту нахождения такого лица по распоряжению председательствующего в судебном заседании проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, и устанавливает их личность, а также выполняет иные распоряжения председательствующего в ходе судебного заседания, в частности при необходимости берет у свидетеля подписку о разъяснении ему его обязанностей и о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, принимает от участников судебного разбирательства письменные материалы.

Нет видео!
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в ГК, ГПК и АПК отсутствуют необходимый инструментарий и методология для всестороннего и объективного разрешения административных дел.

Таким образом, в современных условиях развития российской правовой системы дальнейшее рассмотрение подобных категорий дел по правилам гражданского судопроизводства было бы неоправданным и неэффективным. Разработка КАС осуществлялась с учетом положений действующего международного законодательства и основывалась на достижениях российских ученых-правоведов и успешном опыте в сфере административного судопроизводства других государств.

КАС РФ: первая практика и общие рекомендации по применению

КАС РФ: первая практика и общие рекомендации по применению

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант».

Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Приложение газеты «Экономика и Жизнь» — навигатор бизнесмена в области права: актуальные комментарии к документам, прямая связь с чиновниками, помощь ведущих юристов в решении ваших проблем, судебная практика.

Периодичность выхода: еженедельно, 25 раз в полугодие. Объем:12 полос.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015)

  • 19 ПФР запустил сервис подачи заявления на перерасчёт пенсии
  • 7 В ПФР рассказали о механизме перерасчёта пенсий уволившихся пенсионеров
  • 7 Для назначения социальных пособий будут учитывать все доходы россиян и их собственность
  • 5 Налоговики внесли в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности юрадреса: чем она грозит компании и как от нее избавиться
  • 4 Купить криптовалюту на сумму более 600 тыс. рублей физлица не смогут
  • 4 Роструд напоминает о длинных выходных в ноябре
  • 3 Объявленная ранее президентом борьба с оффшорами отменяется

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-30543

(ст. 209 КАС РФ). Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует

Особенности административного судопроизводства как самостоятельной формы осуществления судебной власти (Степанян Ш

5 ст. 1 КАС РФ. Правосудие в современном мире: монография / В.И.

Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 621.

См.: Кононов П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения // Административное право и процесс.

2014. N 3. С. 45 — 49.

Кодекс административного судопроизводства РФ: особенности

и их истребовании (ст. 63 , 226 , 247 , 289 КАС РФ), принятии соглашения о примирении или признания обстоятельств ( ч.

5 ст. 65 КАС РФ ), выявлении оснований для применения мер предварительной защиты ( ч.

1 ст. 85 КАС РФ ), выборе меры процессуального принуждения (ст. 116 , 117 КАС РФ), отсрочке исполнения решения суда ( ст. 189 КАС РФ ) и т. д. Кроме того, статья 178 КАС РФ дает право суду при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (предмета административног о искового заявления или приведенных истцом доводов).

Особенности административного судопроизводства как самостоятельной формы осуществления судебной власти (Степанян Ш.У.)

Дата размещения статьи: 03.06.2016

Читайте так же:  Как получить юридическую помощь бесплатно в 2019-2020 году

Фактически имеют место две основные причины, породившие появление КАС РФ: первая – прямое закрепление в Конституции РФ такого вида судопроизводства, как административное судопроизводство, вторая – необходимость унификации процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения судом дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений . Как следует из ст. 1 КАС РФ, посредством административного судопроизводства будут разрешаться все дела, регламентированные подразделом III раздела II ГПК РФ “Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений” (в связи с чем с 15 сентября 2015 г., т.е. со дня вступления в силу КАС РФ, данный подраздел перестает действовать), а также ряд дел, которые в настоящее время рассматриваются в порядке искового, приказного или особого производства, но отличительной особенностью которых является наличие публично-правового или административного характера правоотношений, из которых вытекает спор.
——————————–
Данная точка зрения поддерживается С.З. Женетль: См.: Женетль С.З. Унификация и оптимизация рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в свете процессуальных судебных реформ // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 45 – 49.

Особенности применения Кодекса административного судопроизводства в РФ

Юристы не могут попасть в процесс по старой доверенности на представление полномочий, а законодатели уже говорят о необходимости новых поправок – таковы итоги первых десяти дней с Кодексом административного судопроизводства. Мнения юристов, что они думают о Кодексе административного судопроизводства в РФ (Далее — КАС РФ).

Чуть больше недели действует Кодекс административного судопроизводства, который систематизировал правила для разрешения споров между гражданами и государством. Он регулирует порядок административного судопроизводства при разрешении административных дел Верховным судом РФ (Далее ВС РФ) и судами общей юрисдикции. По нему теперь рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, дела о кадастровой стоимости недвижимости, которая станет основой для расчёта налога, все дела связанные с выборами, как то: обжалование отказов в регистрации кандидатов, незаконная агитация, фальсификация их итогов. И этот же кодекс станет настольной книгой для судей, которые разбирают жалобы на решения квалификационных коллегий судей, некоммерческих организаций и так далее.

Несмотря на то, что этот важный документ только-только стал применяться на практике, законодатель уже спешит его скорректировать. Пленум ВС РФ 22 сентября предложил ввести судебные приказы по делам о взыскании налоговых недоимок. Председатель коллегии ВС РФ по административным делам Татьяна Петрова на пленуме отмечала, что коррективы необходимы в связи с ростом обращений в суды налоговых органов о взыскании недоимок по налогам на имущество физических лиц. Вчера Минюст обнародовал проект изменений в процессуальные кодексы, который делает видеозапись судебных заседаний обязательной («Минюст представил поправки в Арбитражный Процессуальный кодекс РФ, Гражданский Процессуальный кодекс РФ, Уголовный процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства в РФ об обязательной видеозаписи судебных заседаний»).

Первые трудности и недопуски в процесс

Тем временем в социальных сетях юристы начинают делиться первым опытом работы по КАС РФ. Встречаются рассказы о том, что их не пускают в процесс, так как в оформленной до 15 сентября доверенности не указаны полномочия представлять именно «административного истца», а не «истца», как было прежде. Дело в том, что фактически все положения КАС РФ подлежат применению ко многим делам, которые были начаты задолго до появления КАС РФ. «В связи с этим невозможно исключить риск возникновения на практике различных технических проблем.

КАС РФ установил большое число специальных полномочий, которые должны быть прямо указаны в доверенности. Это привело к тому, что суды не признают полномочия представителей, действующих по доверенностям, выданным до вступления в силу КАС РФ, в которых, естественно, не упоминаются полномочия представлять именно административного истца и именно в административном процессе. «Но это организационный вопрос, для допуска представителя в процесс административный истец вправе просто заявить соответствующее устное ходатайство, даже без переоформления доверенности. Я думаю, и административные истцы, и их представители в ближайшее время без особых проблем приспособятся к новым правилам подтверждения полномочий представителей.

Никаких принципиальных сложностей ни у административных истцов (ответчиков), ни у их представителей в связи с принятием КАС РФ не будет. Причина в том, что кодекс создан путем почти дословного копирования и переноса норм из Гражданского Процессуального Кодекса РФ (Далее — ГПК РФ), он на 90 % схож с ним. «То есть КАС РФ не содержит никаких новых институтов и процедур, а предусмотренные им правила рассмотрения дел почти на 100 % идентичны ГПК РФ. Отдельные отличия в терминах ничего не меняют: «административный истец, административный ответчик и административное исковое заявление» вместо «истец, ответчик и исковое заявление» по ГПК РФ, обращение к суду по КАС РФ «Ваша честь», а не «Уважаемый суд», не «мировое соглашение» (по ГПК РФ), а «соглашение о примирении», не «обеспечительные меры» (по ГПК РФ), а «меры предварительной защиты» (по КАС РФ ). Но по существу это одни и те же процедуры и институты, которые применяются по одним и же правилам».

Докажи, что имеешь высшее юридическое образование.

Продолжают юристы обсуждать и серьезное новшество – образовательный ценз – высшее юридическое образование, который предусмотрел КАС РФ к представителям. Такое требование на граждан не распространяется – им можно судиться лично во всех инстанциях независимо от наличия высшего юридического образования. Но есть одно исключение: если решается вопрос о принудительной госпитализации человека в психиатрическую больницу или недобровольного освидетельствования, то представитель ему необходим. В случае если его не найдет человек сам или его родственники, то адвоката назначит суд.

КАС РФ определенным образом ограничивает административного истца в реализации его права на судебную защиту. При этом наличие у представителя по административному делу высшего юридического образования само по себе не означает, что такое лицо обладает необходимым опытом представительства в суде. Например, по КАС РФ будут рассматриваться споры о кадастровой стоимости, в которых интересы организации-заявителя квалифицированно мог бы защищать ее работник с экономической подготовкой. Привлечение же такого работника в процесс как специалиста или эксперта, конечно, не отвечает цели данных институтов и принципу независимости эксперта (специалиста) от сторон спора.

Читайте так же:  Перевод ребенка в другой садик

Находят юристы и положительные новации в КАС РФ. К числу нововведений КАС РФ, которые упростят жизнь всем участникам споров. Возможность электронной подачи процессуальных документов, а также получения по электронным каналам, решений и иных документов, исходящих от судов. Также возможность получения судебных извещений посредством СМС-сообщений, которое возможно при наличии письменного согласия участника процесса.

К нормам, «упрощающим» жизнь участникам административного процесса, относится возможность рассмотрения в порядке упрощенного производства (без проведения устного разбирательства) дел практически любых категорий, за исключением случаев обязательного участия сторон в деле. Например, это возможно, когда всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, либо когда ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом и ответчик не возражает. Упрощенное производство поспособствует сокращению сроков разрешения споров. Так, срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства составляет всего 10 дней со дня принятия судом определения о рассмотрении дела в таком порядке. «При этом в отличие от общего месячного срока на апелляционное обжалование решения суда, принятого по административному делу, срок для обжалования решения, принятого в упрощенном порядке, сокращен до пятнадцати дней.

Нормы, которые могут усложнить жизнь участникам споров

КАС РФ предусматривает ограниченное действие принципа диспозитивности сторон. Так, у суда появилось право не утвердить соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону либо взаимные уступки недопустимы или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц (ч. 5 ст. 137 КАС РФ). «С одной стороны, норма поспособствует приведению в жизнь принципа состязательности, ведь оппонентом гражданам выступает орган, обладающий властными полномочиями. Безусловно, такой подход должен помочь исключить любое давление со стороны органа власти. Но когда возможна взаимная уступка сторон? На этот вопрос КАС РФ умалчивает. Несмотря на позитивную задумку, негативный оттенок у этого положения все-таки сохраняется: решать данный вопрос суды будут только исходя из своего усмотрения.

Усложнить жизнь участникам процесса могут дополнительные меры процессуального принуждения, которые получил суд. К ним, в частности, относится возможность ограничения выступления участника судебного разбирательства либо лишение участника судебного разбирательства слова. «Применение данной нормы определенно будет иметь неоднозначные оценки со стороны участников процесса, поэтому применение сторонами средств аудиозаписи в судебном заседании становится еще более актуальным и необходимым. Обязательства сторон явиться в суд под угрозой судебного штрафа или привода, а также про значительное повышение судебных штрафов (до 100 000 руб. в отношении госорганов, в то время как максимальный штраф по ГПК РФ – 2500 руб.).

Особенности судебного разбирательства по кодексу административного судопроизводства

ОСОБЕННОСТИ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дорофеева Евгения Алексеевна

студент 3 курса,
Института Прокуратуры УрГЮУ,
РФ, г. Екатеринбург

Карпова Мария Алексеевна

студент 3 курса,
Института Прокуратуры УрГЮУ,
РФ, г. Екатеринбург

8 марта 2015 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный Закон № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (далее — Кодекс), который был принят в рамках проводимой в Российской Федерации судебной реформы. Положения принятого Кодекса будут применяться на практике с 15 сентября 2015 года, за исключением ряда норм, которые вступят в силу в сентябре 2016 года [2]. В своей статье мы рассмотрим ряд особенностей нового Кодекса и проанализируем, что он будет включать в себя.

Основная причина введения данного Кодекса — неудовлетворительное регулирование и существование значительных трудностей в обжаловании:

  • нормативных правовых актов, принятых органами власти неправомерно;
  • действий или бездействия органов власти [1] .

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса будут основываться на нормах международного права, на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод и на положениях об общих принципах правосудия.

Что же будет регулировать Кодекс административного судопроизводства? Кодекс будет регулировать порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции (например, о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, либо организаций, а также иные административные дела).

Кроме того, в сферу регулирования Кодекса попадает производство дел о приостановлении деятельности или о ликвидации политических партий и общественных объединений, религиозных и некоммерческих организаций, о прекращении деятельности СМИ. Помимо этого, каждому заинтересованному лицу Кодекс гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе и в случае, если лицо считает, что существуют препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Какие дела согласно Кодексу не смогут рассматриваться в порядке административного судопроизводства? Это дела, отнесённые к компетенции: Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ и в судах общей юрисдикции. Также положения Кодекса не будут распространяться на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Весь Кодекс об административном судопроизводстве условно можно разделить на 3 составляющие:

  • Первая включает в себя общие правовые нормы;
  • Вторая раскрывает особенности рассмотрения различных категорий дел;
  • Третья предусматривает разрешение дел в упрощенном порядке.

Вместе с вступлением Кодекса в силу, будут введены новые понятия, например, административное дело и административное исковое заявление.

В целях обеспечения в административном судопроизводстве должного равноправия и принципа состязательности у сторон [3, ст. 14], которые занимают неравное положение в публичных правоотношениях и обладают в связи с этим обстоятельством не равными возможностями в доказывании обстоятельств по делу, в Кодексе делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. Таким образом, суд, при необходимости, вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти суд имеет право выйти за пределы оснований и доводов требований, которые были заявлены сторонами.

Новый Кодекс предусмотрел обязательное участие представителя в административных делах о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или о принудительном психиатрическом освидетельствовании [3, ч. 4, ст. 54], что также усиливает уже существующие юридические гарантии для граждан.

Кодекс об административном судопроизводстве закрепил ряд прав, в том числе право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи, права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу. Также предусмотрен институт ускорения рассмотрения административного дела.

Читайте так же:  Критерии признания малоимущей семьи в 2019 году

Ряд административных дел предусматривает рассмотрение в упрощённом (письменном) производстве — рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. Кроме того, по общему правилу предусмотрено существенное сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, что не может не сказаться положительно на практической реализации принципа судопроизводства в разумные сроки.

Кодекс предусматривает перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции [3, ст. 29], для того, чтоб повысить объективность и предоставить судьям возможность обсуждения вопросов, возникающих при разрешении наиболее сложных дел.

Нормами Кодекса регламентируются правила производства в суде первой инстанции, а также правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений.

Что касается норм о замене ненадлежащего ответчика, то нормы нового Кодекса об административном судопроизводстве схожи с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ: в части того, что при несогласии административного истца на привлечение надлежащего ответчика, суд по собственной инициативе может привлечь последнего в качестве второго ответчика по делу [3, ст. 43]. Следует предположить, что такой подход повышает уровень судебной защиты прав предпринимателей и увеличивает их шансы на благоприятный для них исход дела.

Подводя итог и характеризуя Кодекс административного судопроизводства в целом, стоит отметить, что его положения во многом схожи с институтами и конструкциями, которые закреплены в гражданском процессуальном законодательстве. Однако специфика отношений, из которых возникают споры, рассматриваемые в соответствии с настоящим Кодексом, повлияла на наличие ряда особенностей, которые мы упомянули выше.

Однако говорить об эффективности или неэффективности Кодекса пока рано, окончательные выводы можно будет сделать лишь спустя некоторый период времени, когда в полной мере заработают все предусмотренные им правовые механизмы и сформируется определенная судебная практика по вопросам, включенным в сферу регулирования Кодекса административного судопроизводства.

Опубликовал: admin в Ваш юрист 07.07.2017 0 340 Просмотров

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 года рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

При правильной подготовке документов и подачи административного иска истцом, суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок, заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрении дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению, стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда, участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи, заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале, нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Читайте так же:  Должны ли на время гарантийногго ремонта предоставлять в замен приемник спутниковый

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье, при необходимости выявления определенных обстоятельств, вынести определения о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства.

По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также, чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования.

К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречат;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумм угроза их нарушении в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может принять обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом, на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов, иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом, до обращения в суд, такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано.

В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание незаконности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений.

Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Изображение - Особенности судебного разбирательства по кодексу административного судопроизводства 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here