Подведомственность мировых судей по административным делам

Полное разъяснение по теме: "подведомственность мировых судей по административным делам" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Статья 23 КоАП РФ регулирует вопросы разграничения подсудности дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к полномочиям судей. Разграничение проведено между полномочиями судов общей юрисдикции, а также между полномочиями судов общей юрисдикции, арбитражных судов и военных судов.

Рассмотрение дел персональной подсудности в лице совершивших административное правонарушение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, отнесено к подсудности судей гарнизонных военных судов.

Вообще в судебной практике мировых судей преобладают правонарушения в области дорожного движения и приблизительно одинаковое количество правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и правонарушения против общественного порядка и общественной безопасности.

В числе прочих дел об административных правонарушениях мировые судьи рассматривают также дела, возбужденные сотрудниками органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующими на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398).

Согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обладают правами и полномочиями федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, установленными Положением о Российской транспортной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515). Федеральная служба осуществляет указанные права и полномочия через Управление автотранспортного, городского электротранспортного и автодорожного надзора, входящего в состав Федеральной службы.

Согласно п. 44 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта уполномочены составлять протоколы в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 2-4 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП РФ.

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанными статьями, за исключением дел, предусмотренных ч. 2-4 ст. 14.1 КоАП РФ, возбужденных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривают мировые судьи.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В ч. 1 этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер – место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общая территориальная подсудность в соответствии с названной нормой может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено не только по месту совершения нарушения, но и по месту учета транспортного средства. Это может быть вызвано необходимостью получения дополнительных сведений о личности нарушителя, прежде всего о совершении им ранее однородных правонарушений, что является отягчающим ответственность обстоятельством.

Как указывает Пленум Верховного Суда РФ, если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ).

Территориальная подсудность дел мировым судьям — нюансы

Подсудность мировых судей — механизм, позволяющий определить конкретного судью, наделенного по закону компетенцией рассмотреть спор в качестве первой инстанции. Территориальная подсудность является институтом, функционирование которого возможно исключительно после применения норм о родовой подсудности, поэтому требуется рассмотрение их в совокупности для выявления специфики.

Изображение - Подведомственность мировых судей по административным делам proxy?url=https%3A%2F%2Frusjurist.ru%2Fimages%2Fcms%2Fthumbs%2F9799c8258567b66fc1873aa4697de592b97d61ed%2Flori-0003461165-smallwww_305_230_jpg_5_80

Понятие и специфика родовой подсудности мирового суда

С использования правил о родовой подсудности начинается процесс установления судебного органа, в который следует обратиться с целью разрешения спорной ситуации. Данный механизм позволяет ответить на вопрос, какой уровень судебной системы обладает надлежащими полномочиями для решения конфликта.

Читайте так же:  Льготы на капремонт для пенсионеров

Именно в рамках установленного таким образом уровня возможно применение положений о территориальной подсудности, позволяющих установить конкретный орган, в сферу компетенции которого включается соответствующий конфликт.

Поскольку мировые судьи занимают позицию низшего звена в системе судов общей юрисдикции, закон ограничивает сферу их функционирования кругом категорий дел невысокого уровня сложности. Законодатель говорит об уголовной, гражданской подсудности мировых судей, а также их компетенции по разрешению дел об административных правонарушениях.

ФЗ от 08.03.2015 № 22, которым был введен в действие Кодекс административного судопроизводства, исключил из подсудности мирового суда споры о взыскании налогов и сборов, что повлекло необходимость решения вопросов посредством обращения в районный суд. Однако на практике процедура оказалась неудобной и длительной, поэтому закон от 05.04.2016 № 103-ФЗ отнес к подсудности мировых судей право выносить судебные приказы по указанным выше требованиям.

Подсудности мировых судей посвящена ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 № 188-ФЗ, в которой наиболее полно раскрывается их юрисдикция, конкретизированная в отраслевых кодексах.

Ст. 23 ГПК определяет подсудность дел мировому судье в области гражданских отношений, перечисляя следующие споры:

    Вопросы семейных отношений, включая раздел имущества при условии, что цена иска ограничена 50 000 (если больше — в районный суд), расторжение брака при отсутствии разногласий относительно детей, а также иные конфликты в этой области. Закон прямо исключает из компетенции мирового судьи ситуации оспаривания либо установления отцовства, лишения и ограничения родительских прав, иные споры о детях и недействительности брачного союза.

Критику в доктрине вызывает включение в этот перечень споров об усыновлении, так как терминологически неверно называть их «возникающими из семейных отношений», поскольку они выступают как раз в качестве основания для их появления.

  • Приказное производство.
  • Имущественные споры (в пределах 50 000 рублей), исключая наследственные дела, а также споры, объектом которых выступает интеллектуальная деятельность.
  • Определение порядка пользования жилыми помещениями и иным имуществом.
  • Данный перечень не носит исчерпывающего характера, о чём свидетельствует отсылка на вероятность дополнения его иными положениями федерального законодательства.

    ФЗ «О мировых судьях» отражает полномочия мировых судей по разрешению уголовных споров; критерием для них выступает максимально возможный срок лишения свободы не более 3 лет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Полный перечень исключений из этого правила устанавливается в ч. 1 ст. 31 УПК, к примеру, убийство в состоянии аффекта и иные подобные дела, что объясняется их повышенной сложностью, необходимостью продолжительного исследования доказательств.

    Основную долю уголовных споров среди находящихся в подсудности мировых судей составляют 2 категории:

    • дела частного обвинения, то есть возбуждаемые лишь при наличии на то воли пострадавшего лица, например, побои;
    • дела, расследуемые в форме дознания.

    Кроме того, встречаются и споры, по которым проводится предварительное следствие, в частности, причинение вреда средней тяжести, а также тяжкого вреда здоровью, аналогичное деяние при превышении границ необходимой обороны и т. п.

    Административные правонарушения, относимые к сфере ведения мирового суда, перечисляются в КоАП РФ — ст. 23.1, а также могут определяться законами субъектов. Юрисдикция мировых судей определена остаточным образом посредством исключения дел, входящих в компетенцию военных, арбитражных, районных судов.

    Типичные примеры дел, составляющих преимущественно объем работы мирового суда, — дорожные правонарушения, а также конфликты в предпринимательской сфере.

    Территориальная подсудность мировых судей по КоАП РФ

    После того как по характеру спора произошло выявление родовой подсудности мировых судей, требуется перейти к установлению конкретного судьи, обращение к которому будет безошибочным и позволит эффективно защитить интересы. Каждый из кодексов содержит самостоятельное регулирование вопросов территориальной подсудности.

    КоАП в ст. 29.5 говорит о рассмотрении споров, касающихся фактов совершения административных правонарушений, по месту их совершения. При этом сохраняется возможность подачи нарушителем ходатайства о переносе рассмотрения по месту его жительства, то есть фактически устанавливается альтернативная подсудность.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на практике неоднократно возникал вопрос о правомерности отказа судьи в удовлетворении вышеуказанного ходатайства, причем взгляды высших судов эволюционировали.

    Первоначально ВС РФ в Обзоре законодательства за 3 квартал 2006 года отмечал обязательность обеспечения реализации права лица выбирать подсудность, при этом отказ суда не допускался иначе, как в случаях обозначения конкретных препятствий к переносу рассмотрения.

    Однако КС в Определении от 29.01.2009 № 2-О-О отразил иные взгляды, согласно которым такое ходатайство удовлетворяется, лишь если это необходимо для надлежащего производства. ВС воспринял и отразил данную позицию в Обзоре практики за 2 квартал 2009 года, отметив в качестве границ прав заявителя ходатайства публичные интересы, а также интересы иных участников дела и перечислив возможные ситуации отказа.

    Читайте так же:  Алименты с матери на ребенка в 2019-2020 году

    Территориальная подсудность мировых судей и ее виды по ГПК РФ

    Основным подвидом территориальной подсудности мировых судей и иных судебных органов по ГПК является общая подсудность: предъявление требований по месту жительства/нахождения противоположной стороны.

    Существуют и иные виды:

    1. Альтернативная подсудность — случаи, когда закон наделяет правом выбора истца, например, иск, направленный на расторжение брака, может быть предъявлен не только в соответствии с общим правилом, но и в мировой суд, расположенный по месту жительства заявителя, если, например, состояние его здоровья делает затруднительным выезд в иной судебный орган.
    2. Исключительная подсудность — императивные установления для ряда специфических случаев, рассмотрение которых надлежащим образом может быть осуществлено лишь в определенным образом расположенном территориально судебном органе. Примером может служить спор, порожденный перевозочными отношениями, при этом территориальная подсудность мировых судей будет определяться по месту нахождения перевозчика.
    3. Договорная подсудность — возможность определения компетентного суда, в том числе мирового, в соглашении. Но такие возможности сторон не безграничны, например, исключительная подсудность не подлежит корректировке.
    4. Подсудность по связи дел — нормы о подаче встречных исков, требований к нескольким ответчикам, проживающим по различным адресам.

    Следует отметить, что нормы о территориальной подсудности мировых судей не являются специфичными.

    Особенности территориальной подсудности мирового суда по уголовным делам

    В УПК ст. 32 в качестве общего правила приводит критерий места совершения преступления для определения компетентного судебного органа, а при наличии территориальной удаленности мест начала и окончания наказуемых действий рассмотрение происходит по месту окончания. Когда имеются самостоятельные деяния в разных местах, решающим становится тяжесть или количество нарушений в одном из них.

    ВАЖНО: особо подчеркивается, что преступления частного характера в случае их совершения за границей, но когда обе стороны обладают гражданством РФ, должны решаться мировыми судьями, определяемыми по критерию проживания одной из сторон конфликта.

    Данная норма появилась в механизме правового регулирования вследствие обнаруженного КС РФ пробела применительно к ситуациям совершения частных преступлений за пределами РФ российскими гражданами и невозможности адекватного определения уполномоченного суда на основании имевшейся общей нормы о разрешении по месту совершения (в силу ограничения юрисдикции России за ее пределами).

    В постановлении от 16.10.2012 № 22-П КС констатировал невозможность применения рассмотренных положений до момента разработки законодателем надлежащего регулирования, обеспечивающего реальную защиту прав потерпевших. В рамках переходного периода (до принятия ФЗ от 21.10.2013 № 271-ФЗ) для определения подсудности мировых судей в этой области использовалось следующее правило: разрешение по месту проживания обеих сторон конфликта, а в остальных случаях — вопрос решался председателем суда, стоящего выше в иерархии.

    Особенности территориальной подсудности мирового суда по делам об алиментах

    Определенной спецификой обладает такая категория гражданских дел, как споры о взыскании алиментов, включенная в сферу ведения мирового суда ГПК. Вопросы территориальной подсудности в указанных ситуациях разбирались президиумом ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам об алиментных обязательствах в отношении детей от 13.05.2015.

    Ст. 29 ГПК о правилах альтернативной подсудности указывает на возможность выбора истцом адресата обращения, в том числе по делам о взыскании алиментов: предъявить иск можно как руководствуясь общим правилом, так и по месту собственного жительства. На практике суды применяли данное положение также к случаям заявления требований об увеличении размера платежей, выплате неустоек за просрочки.

    Однако применительно к ситуациям, когда плательщиком алиментов выражаются требования об уменьшении содержания, освобождении от алиментной обязанности ВС приходит к выводу об отсутствии у истца альтернативы и обязательности применения общего правила — по месту жительства ответчика, что соответствует позиции ВС, высказанной в постановлении пленума от 25.10.1996 № 9.

    ВС в указанном выше обзоре приводит примеры ошибок из практики мировых судей, в частности, обращает внимание на то, что ч. 3 ст. 29 ГПК не подразумевает одновременного выражения требований об установлении отцовства и взыскании алиментов как обязательного условия возможности выбора истцом суда. Также отмечается, что повторное обращение лица с целью получения алиментов в ином размере означает наличие у него статуса взыскателя, а, значит, права выбора суда.

    Ст. 23 ГПК, определяя компетенцию мировых судей, говорит о недопущении между ними и районными судами споров по вопросу подсудности дел. Аналогичный общий запрет, применимый ко всем органам судебной системы, содержится в ч. 4 ст. 33. Это означает, что передача 1-м судом дела после выявления им неподсудности должна приводить к безусловному принятию его к производству 2-м судом, даже при несогласии с адекватностью такой передачи.

    В доктрине существует позиция, суть которой состоит в ошибочности формального подхода к пониманию данных норм, ведь главное — обеспечить надлежащее функционирование ст. 47 Конституции РФ о праве каждого на рассмотрение дела законным судом, что возможно лишь при правильном взаимодействии разных уровней судебной системы.

    Читайте так же:  Предложения и условия банков по льготному автокредитованию в 2019-2020 году

    Запрет споров не может означать невозможность исправления ошибок, если вышестоящий суд понимает, что дело передано с нарушением подсудности, однако споры в рамках одного уровня не допускаются категорически.

    Возможны ситуации, когда требования, рассматриваемые мировым судом, частично трансформируются в процессе разбирательства, например, объединяются связанные дела, в результате чего дела переходят в область ведения районных судов, тогда все они передаются мировым судьей в надлежащий районный суд.

    Институт территориальной подсудности мировых судей неприменим без норм о родовой подсудности. Именно с отнесения конкретных видов споров к их компетенции начинается поиск надлежащего судебного органа. Область ведения мировых судей охватывает гражданские, уголовные дела, а также споры в сфере совершения административных проступков; при этом существует множество дискуссионных моментов, практика разрешения которых постоянно меняется.

    Подведомственность мировых судей по административным делам

    Подведомственность дел об административных правонарушениях

    Подведомственность мировых судей по административным делам

    5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

    23.1 КоАП РФ устанавливает подведомственность дел об правонарушениях судьям судов общей юрисдикции, судьям гарнизонных военных судов, мировым судьям и судьям арбитражных судов: дела об административных правонарушениях, указанных в ч.

    1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов; дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч.

    Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. 6.10. 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    5. Дело об правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

    Подведомственность и подсудность административных дел судам

    Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом. 1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

    Исключение 2. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 ст.

    23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (абз. 1 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) . См.

    Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ N 19-Ад04-5 // Судебная практика по делам об административных правонарушениях / Под ред.

    Подведомственность и подсудность судам общей юрисдикции дел об административных правонарушениях.

    При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в гл. 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее: Изображение - Подведомственность мировых судей по административным делам proxy?url=https%3A%2F%2Flegalquest.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F10%2Fpodvedomstvennost-i-podsudnost-sudam-obshhej-yurisdikcii-del-ob-administrativnyx-pravonarusheniyax1

    • судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы (абзац второй ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

    Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

    Читайте так же:  Как прописать ребенка по месту прописки матери

    Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

    Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.

    Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению решает вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ;

    • судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если они совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (абзац первый ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
    • судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

    Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ);

    • при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

    В ч.1 ст.29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

    При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены. Изображение - Подведомственность мировых судей по административным делам proxy?url=https%3A%2F%2Flegalquest.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F05%2Flica-uchastvuyushhie-v-ispolnitelnom-proizvodstve2

    Общая территориальная подсудность в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

    КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.

    Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

    В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    По делам, перечисленным в ч. 1.1, 2, 3, 5 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

    Читайте так же:  Госпошлиназа регистрацию юрлиц и льготы

    Если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности (ч. 2 ст. 202 АПК РФ).

    При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.

    Понятие подсудности административных правонарушений

    Подсудность административных правонарушений – компетенция конкретных судов судебной системы по рассмотрению дел об административных правонарушениях по первой инстанции.

    Выделяют родовую и территориальную подсудность:

    Родовая подсудность административных правонарушений – распределение их между судами различных уровней

    Дела об административных деликтах могут рассматривать:

    • районные суды
    • мировые судьи;
    • гарнизонные военные суды
    • судьи арбитражных судов

    Территориальная подсудность административных правонарушений – разграничение рассмотрения дел об административных правонарушениях судами одного звена, но на разной территории.

    Общим является правило рассмотрения административного дела судом территориального расположенного там же, где и орган, осуществлявший расследование.

    Дела об административных деликтах могут быть рассмотрены районным судом при наличии следующих условий:

    • проведение по делу административного расследования;
    • особый вид наказания, предусмотренный санкциями соответствующей статьи КоАП РФ.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    На рассмотрение районного суда административное дело передается если в качестве наказания за совершенное административное правонарушение предусмотрены:

    • возможное приостановление деятельности организации;
    • дисквалификация должностного лица;
    • выдворение за пределы Российской Федерации;
    • лишение специального права;
    • административный арест.

    Судья может назначить как основное, так и дополнительное наказание в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ.

    Если административный деликт совершает военнослужащий, либо гражданин, призванный на военные сборы, то дело по подсудности передается в военный суд.

    Территориальная подсудность определяется по тому же принципу, что и для районных судов:

    • дело рассматривает юрисикционный орган по месту совершения административного деликта;
    • по просьбе лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, рассмотрение может быть перенесено по месту его жительства;
    • если по делу проведено расследование, то его рассматривает суд территориально расположенный там же, где и орган, осуществлявший административное расследование.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Основным критерием для определения территориальной подсудности административного дела гарнизонному военному суду является его близость к месту, где произошел административный деликт, либо к месту расположения органа, проводившего предварительное расследование административного правонарушения. Для 34 гарнизонных военных судов территориальная подсудность определены специальным законом.

    Подсудность административного правонарушения мировому судье

    Мировые судьи рассматривают основную долю дел об административных правонарушениях. За исключением тех категорий дел, которые подсудны районным и военным судам, арбитражным судам, все остальные дела рассматривают мировые судьи.

    Независимо от того, кто является субъектом административного деликта – индивидуальный предприниматель, юридическое или должностное лицо, к подсудности арбитражного суда относятся дела, связанные с ограничением конкуренции как со стороны органов власти различного уровня, так и со стороны самих субъектов рыночной экономики.

    Территориальная подсудность определяется в зависимости от места нахождения органов юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя.

    Если по административному делу проводилось предварительное расследование, то территориальная подсудность определяется в соответствии с общими правилами: в зависимости от места нахождения того органа власти, который осуществлял расследование.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Изображение - Подведомственность мировых судей по административным делам 435643455
    Автор статьи: Сергей Самойлов

    Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here