Понятые в исполнительном производстве

Полное разъяснение по теме: "понятые в исполнительном производстве" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

К участникам исполнительного производства относятся и лица, не заинтересованные в конечном результате исполнитель­ного производства, но участие которых признается необхо­димым для качественного, полного и своевременного ис­полнения исполнительного документа, это понятые, пере­водчики, специалисты.

Понятой в исполнительном производстве — это лицо, которое при­глашается для участия в совершении исполнительных дей­ствий в качестве свидетеля, удостоверяющего правильность соблюдения законных процедур и сам факт совершения действий, зафиксированных в юридических документах.

Основные требования, которые предъявляются к понятым в испол­нительном производстве:

• должны иметь 18-летний возраст;

• не быть заинтересованными в исполнении исполнительно­го документа;

• не состоять в родстве, подчиненности с участниками испол­нительного производства;

• количество понятых должно быть не менее двух.

Не могут быть понятыми в исполнительном производстве:

• работники организации-должника, в отношении которой ведется исполнительное производство и производится ис­полнительное действие;

• понятые из числа лиц, работающих у должника по догово­рам подряда, временным соглашениям и т. п.

Судебный пристав-исполнитель при привлечении понятых к уча­стию в исполнительном действии проверяет данные лично­сти понятых (фамилии, имена, отчества, гражданство, ад­рес, взаимоотношение с должником и взыскателем) и зано­сит эти данные в соответствующий акт, сопровождающий исполнительное действие.

Судебный пристав-исполнитель перед началом исполнительных действий обязательно разъясняет понятым их права и обя­занности (ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

• понятые имеют право знать, для совершения каких испол­нительных действий они приглашены, на основании какого исполнительного документа совершается исполнительное действие, делать замечания по поводу совершенных дейст­вий;

• замечания понятых подлежат занесению в акт, составляе­мый судебным приставом-исполнителем при совершении конкретного исполнительного действия, по желанию поня­тые это делают собственноручно;

• факт совершения исполнительного действия (содержание и его результаты), при котором присутствовали понятые, удостоверяется в соответствующем акте подписями поня­тых;

• расходы, понесенные гражданами в связи с привлечением их к исполнению обязанностей понятых, относятся к расхо­дам по совершению исполнительных действий и подлежат выплате понятым за счет внебюджетного фонда развития исполнительного производства по утвержденным главным судебным приставом Российской Федерации ставкам с по­следующим возмещением за счет должника.

Понятыми в исполнительном производстве могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве или свойстве, подчиненности или подконтрольности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перед совершением исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Главной обязанностью понятого является обязанность удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий и применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно.

Понятым возмещаются денежные расходы, понесенные ими в связи с исполнением обязанностей понятых, недополученная заработная плата или компенсация в связи с потерей времени.

Порядок применения ст. ст. 59, 60 ФЗ “Об исполнительном производстве”

ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) подробно регламентируется вопрос участия понятых при совершении исполнительных действий.

Понятые являются лицами, участвующими в исполнительном производстве и относятся к лицам, содействующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В частности, присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо им принадлежащих, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества.

Комментируемая норма получает свое развитие в ряде других статей Закона, непосредственно предусматривающих необходимость участия понятых при наложении ареста на имущество должника (ст. 80 Закона), при конфискации имущества (ст. 104 Закона), в ходе исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении (ст. 107 Закона), исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника (ст. 109 Закона).

Участие понятых при совершении исполнительных действий является одной из дополнительных гарантий, обеспечивающих соблюдение и последующую защиту прав граждан, вовлеченных в исполнительное производство, гарантий, создающих условия для надлежащего осуществления мер принудительного исполнения, а также их процессуального закрепления, гарантий беспристрастности действий судебного пристава-исполнителя. Поэтому, кроме случаев обязательного участия, понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона).

Законом предусмотрены конкретные требования к понятым: в качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.

Читайте так же:  Детские пособия в республике чечня и грозном в 2019 году

Важно также и правило о том, что количество понятых не может быть менее двух. Следует учесть, что это правило распространяется и на тот случай, когда в соответствии с законодательством об исполнительном производстве участие понятых в исполнительном действии необязательно, однако судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе все же привлек их в исполнительный процесс.

В соответствии со ст. 60 Закона понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Обращаю Ваше внимание на то, что в последнее время участились проверки прокуратурами исполнительных производств на предмет правильности составления актов совершения исполнительных действий. При наличии в материалах исполнительных производств более 2 актов совершения исполнительных действий составленных без участия понятых по факту отсутствия должника дома, прокурорами факт выхода судебного пристава-исполнителя по месту жительства должника ставится под сомнение.

В связи с этим судебным приставам-исполнителям в случае составления акта совершения исполнительных действий по факту отсутствия должника по месту жительства необходимо, привлекать к участию в исполнительных действиях понятых либо иных лиц (судебный пристав по ОУПДС, соседи).

Видео (кликните для воспроизведения).

Отдел организации исполнительного производства

Время создания/изменения документа: 09 декабря 2011 09:37 / 15 декабря 2011 13:22

Участие в исполнительном производстве понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

Понятыми в исполнительном производстве могут быть любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве или свойстве, подчиненности или подконтрольности. Количество понятых не может быть менее двух.

Перед совершением исполнительных действий судебный пристав-исполнитель разъясняет понятым их права и обязанности (ст. 60 Закона).

К числу обязанностей понятого относится: удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал.

К числу прав понятого Закон относит:

Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий и применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно.

Понятым возмещаются денежные расходы, понесенные ими в связи с исполнением обязанностей понятых, недополученная заработная плата или компенсация в связи с потерей времени.

Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г № 516 «О размерах компенсации расходов, понесенных понятыми в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц».

Исполнительные документы – это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

1. Исполнительные листы. Исполнительный лист – это содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия исполнительный документ, выдаваемый в предусмотренном законом порядке судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании судебных актов и актов иных органов, и подлежащий принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае добровольного неисполнения его должником.

2. Судебные приказы – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом.

3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.

4. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам.

5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Читайте так же:  Вид на жительство в израиле

6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

7. Постановления судебного пристава-исполнителя

8. Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

9. Исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам

В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан – фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также – год и место рождения, место работы (если оно известно);

6) для организаций – наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

б) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых

Комментарий к статье 59

Понятые – это лица, присутствие которых обязательно при совершении следующих

1) вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам;

2) осмотр имущества должника;

3) арест имущества должника;

4) изъятие и передача имущества должника.

Допустимо участие понятых в исполнительном производстве и в иных случаях по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 59).

К понятым предъявляются определенные требования:

1) дееспособность гражданина;

3) отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных или свойственных отношений с лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчиненности и подконтрольности этим лицам;

4) количество понятых должно быть не менее двух.

Закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности отвода понятых, но наличие заинтересованности может служить основанием для устранения понятого из исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит, то основанием для обжалования действий судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником в суде в порядке, предусмотренном ст. 128 Закона об исполнительном производстве. Данный вывод подтверждается примерами судебно-арбитражной практики. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2004 г. N А56-5438/04 отмечается, что судебный пристав-исполнитель перед совершением исполнительных действий обязан проверить наличие или отсутствие у лица, приглашенного в качестве понятого, заинтересованности, а также наличие других обстоятельств, исключающих возможность его участия в совершении исполнительных действий.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 59

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

от 29 декабря 2008 г. N Ф03-5857/2008

. Судебный акт мотивирован тем, что при составлении акта приема-передачи нереализованного арестованного имущества судебным приставом-исполнителем нарушены требования пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ), запрещающие участие в качестве понятых лицам, состоящим между собой или с участниками исполнительного производства в родстве.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ООО “Флот-2” обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, пункт 2 постановления судебного пристава-исполнителя от 24.10.2007 подлежит признанию недействительным, поскольку в нем указано, что акт приема-передачи имущества, который признан судом недействительным, является неотъемлемой частью постановления.

Как установлено арбитражным судом, пункт 2 оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, предусматривающий оформление передачи имущества двусторонним актом приема-передачи имущества, который является неотъемлемой частью настоящего постановления, не противоречит установленному Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ порядку исполнения судебных актов относительно возможности составления акта приема-передачи арестованного и нереализованного имущества.

Учитывая, что признанный судом недействительным акт приема-передачи нереализованного арестованного имущества от 24.10.2007 является самостоятельным ненормативным актом, а пунктом 2 оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя предусмотрено оформление передачи имущества двусторонним актом приема-передачи имущества без указания его идентифицирующих признаков, у сторон имеется право на составление нового акта приема-передачи нереализованного арестованного имущества.

При таких обстоятельствах, как правомерно посчитал апелляционный суд, пункт 2 оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Читайте так же:  Что такое суброгация в автостраховании

Доводы лица, подавшего кассационную жалобу, не могут служить основанием к отмене постановления апелляционного суда, так как они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

100 р бонус за первый заказ

1. Участие понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

2. В качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, не заинтересованные в исходе исполнительного производства, не состоящие с лицами, участвующими в исполнительном производстве, в родстве или свойстве, а также не подчиненные и не подконтрольные указанным лицам. Количество понятых не может быть менее двух.

1. Понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого. В акт о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебный пристав вносит сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность понятого.

2. Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

3. Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством Российской Федерации.

1. Участие понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

2. В качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, не заинтересованные в исходе исполнительного производства, не состоящие с лицами, участвующими в исполнительном производстве, в родстве или свойстве, а также не подчиненные и не подконтрольные указанным лицам. Количество понятых не может быть менее двух.

Понятой — это не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, привлекаемое судебным приставом для удостоверения факта производства исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, а также их содержания, хода и результатов. Участие понятых выступает гарантией соблюдения прав сторон исполнительного производства, беспристрастности действий судебного пристава. В случае возникновения спора показания понятых будут приниматься к рассмотрению и учитываться при вынесении решения юрисдикционным органом. Именно поэтому согласно ФЗ № 229 количество понятых, привлекаемых приставом для удостоверения факта производства исполнительных действия и (или) применения мер принудительного исполнения, должно быть не менее двух.

Исходя из предназначения института понятых, законодатель разделил все исполнительные действия и меры принудительного исполнения на две группы. Первую составили те их них, при совершении которых присутствие понятых обязательно (ч. 1). Вторую группу образуют все остальные исполнительные действия и меры принудительного исполнения. При их совершении участие понятых необязательно. Они могут приглашаться по усмотрению судебного пристава. Сторона исполнительного производства, заинтересованная в участии понятых, ходатайствует перед приставом об их приглашении. В таких случаях судебный пристав выносит постановление о привлечении понятых к участию в исполнительном производстве или об отказе.

Выбор понятых осуществляется исходя из требований, которые установлены в ч. 2. Судебный пристав обязан убедиться в соответствии лиц, приглашенных в качестве понятых, этим требованиям.

1. Понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого. В акт о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебный пристав вносит сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность понятого.

Читайте так же:  Минимальная пенсия в ростовской области в 2019

ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 389-ФЗ)

2. Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

3. Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством Российской Федерации.

ФЗ № 229 закрепляет одну обязанность понятого—удостоверить своей подписью содержание и результаты совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, при которых он присутствовал. Это удостоверение производится в акте о совершении и (или) применении указанных действий и мер. В него же вносятся данные о документе, удостоверяющем личность понятого (обычно — паспорт).

Права понятого можно разделить на две группы. Первую составляют права, непосредственно связанные с осуществлением процессуальной функции: 1) знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается; 2) знать, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры; 3) делать замечания, которые заносятся в указанный акт; по желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно.

Вышеперечисленные права и обязанности разъясняются понятым судебным приставом перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых они участвует.

По смыслу ч. 2 можно выделить вторую группу прав понятого, которые связаны с обеспечением его участия в совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения. Понятой имеет право: 1) на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого; 2) на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени.

Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством. Согласно постановлению Правительства от 14.07.2008 № 516 указанные расходы включают в себя расходы, связанные с оплатой проезда, наймом жилого помещения и выплатой суточных.

Компенсация расходов, связанных с оплатой проезда понятого (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями), осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортныхлиний и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

воздушным транспортом — в салоне экономического класса;

автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

Компенсация расходов, связанных с наймом жилого помещения и выплатой суточных понятому, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (постановление Правительства от 02.10.2002 № 729). Суточные не выплачиваются, если у понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Лицу, привлеченному в качестве понятого, сохраняется средняя заработная плата за время его отсутствия в связи с исполнением обязанностей понятого. Неработающим, а также работающим лицам, привлеченным в качестве понятых в нерабочее время, выплачивается компенсация в связи с потерей времени в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории РФ (100 руб. за каждый день).

Все указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

С.Ю. ГУСАКОВ,

начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области

Развитие законодательства, призванного регулировать отношения, складывающиеся между людьми, невозможно без последовательного учета фактических, исторически обусловленных изменений в общественной жизни. Именно развитие общества и возникающие в его рамках отношения определяющим образом воздействуют на процесс преобразования права.

Как известно, «правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа. они коренятся в материальных жизненных отношениях. »[1].

Несоответствие правовых норм фактическому положению дел, их отставание от развития общественных отношений влечет за собой возникновение противоречий, разрешение которых возможно только путем приведения указанных норм в соответствие с требованиями времени. Следовательно, и правовые институты, имеющие корни в далеком прошлом, будучи прогрессивными в определенный период, со временем либо отмирают, либо приводятся в соответствие с современными требованиями.

Читайте так же:  Жилищный кодекс лицевой счет

Одним из таких правовых институтов, использующихся в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, является институт понятых в исполнительном производстве.

Институт понятых используется не только в законодательстве об исполнительном производстве, но и в иных сферах публичного права, в рамках которых деятельность государственных органов облекается в установленную процессуальную форму (уголовный процесс, производство по делам об административных правонарушениях, налоговый контроль и т. д.).

Впервые участие понятых в уголовном судопроизводстве предусматривалось Соборным уложением 1649 года, в котором уголовный процесс еще не был отделен от гражданского. Цель введения этого института — противодействие злоупотреблениям должностных лиц. В тексте Соборного уложения сказано, что проигравшая сторона может «соблазниться подправить руку правосудия» путем фальсификации документов при помощи судебных работников[2].

Основная роль участия понятого в процессуальных мероприятиях (в рамках исполнительного производства, уголовного процесса или в иной области) связана с обеспечением законности действий со стороны должностного лица государственного органа, совершающего данные действия.

Другими словами, фактическая роль понятого связана исключительно с фиксацией происходящих событий (действий).

Для определения необходимости сохранения данного правового института в рамках исполнительного производства следует оценить как его положительные, так и отрицательные стороны, а также сравнить правовое регулирование данного института в сфере исполнительного производства и в иных отраслях права.

В настоящее время понятой является одним из участников исполнительного производства, процессуальное положение которого определено нормами статей 48, 59, 60, 63 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон). Понятой, наряду с иными участниками исполнительного производства, имеет процессуальный статус лица, содействующего исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 3 ст. 48 Закона). Этимология термина «содействие», (если понимать буквально — совместные действия) предполагает активные действия нескольких лиц, связанных одной целью, имеющих единое направление сосредоточения усилий.

Вместе с тем пассивная роль понятого, функции которого сводятся лишь к удостоверению в акте о совершении исполнительных действий и (или) о применении мер принудительного исполнения содержания и результатов указанных действий, никак не согласуется с ролью лица, содействующего исполнению исполнительного документа. Никаких активных действий с его стороны, конечно же, не совершается. Уголовно-процессуальное законодательство (глава 8 УПК РФ) в этом плане более точно определяет юридический статус понятого, относя его к иным участникам уголовного судопроизводства, но никак не к содействующим лицам.

Законом (ч. 1 ст. 59) определен перечень исполнительных действий и мер принудительного исполнения, в которых участие понятых является обязательным. К ним, в частности, относятся действия, связанные с вскрытием нежилых помещений, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, с осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества.

В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

Так ли обязательно участие понятого в обозначенных исполнительных действиях?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к нормам иных отраслей законодательства, в которых используется институт понятых. Прежде всего речь идет об уголовно-процессуальном законодательстве (так как правовое регулирование положения данного участника в указанной отрасли права разработано наилучшим образом за многовековую историю развития уголовного процесса) и законодательстве об административных правонарушениях, в рамках которых процессуальные действия тесно связаны с ограничением прав граждан, участвующих в этих действиях.

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» кардинальным образом пересмотрен вопрос обязательного участия понятых при производстве следственных действий в ходе уголовного судопроизводства. В настоящее время обязательное участие понятых необходимо при производстве обыска, личного обыска, опознания лица (ст. 170 УПК РФ). В иных случаях решение об участии понятых в следственных действиях принимает следователь (дознаватель) самостоятельно. При производстве таких следственных действий, как наложение ареста на имущество, осмотр, выемка, и ряда иных в отсутствие понятых необходимо применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия.

Если сопоставить положения ст. 59 Закона и ст. 170 УПК РФ, то становится очевидным, что одни и те же процессуальные действия в одном случае требуют обязательного участия понятых, в другом —нет (см. таблицу).

Изображение - Понятые в исполнительном производстве 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here