Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство

Полное разъяснение по теме: "права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство

Диплом специалиста является одной из гарантий достойного уровня жизни человека. Права детей-сирот на образование гарантирует государство. В Российской Федерации на законодательном уровне закреплены нормы по финансированию обучения молодых людей, оставшихся без родительского попечения, из бюджетов разных уровней.

Разберем, на какие преференции могут рассчитывать льготники в 2018-2019 году. Как воспользоваться законодательными привилегиями.

Скачать для просмотра и печати:

Кому полагаются преференции по получению образовательных услуг

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fbursa-hungarica-palyazat-toalmas-e1522674094265-300x174

Понятие расшифровано в законе № 159-ФЗ от 21.12.1996. Речь идет о гражданах Российской Федерации в силу обстоятельств лишенных родительских забот:
  • несовершеннолетних (в большинстве случаев);
  • до 23 лет, когда речь идет об обучении за госсчет;
  • старше (в некоторых ситуациях).

Статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, устанавливается официально. Таковой полагается несовершеннолетнему, если его мама и папа (единственный из указанных):

  • умерли;
  • признаны утратившими дееспособность;
  • лишены родительских прав;
  • пропали;
  • не могут выполнять обязанности, описанные в параграфах Семейного кодекса, по иным причинам.

Для справки: сирот помещают на полное гособеспечение или под опеку других людей (в большинстве случаев родственников).

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F58_3-604x270-e1522674186961-300x160

Обучение в РФ осуществляется в несколько этапов. Среднее (школа) предоставляется всем малолетним бесплатно. Проблемы могут возникнуть на этапе получения профессии. В шестой статье закона № 159-ФЗ описаны гарантии для осиротевших молодых людей.

Они выражены в бесплатном предоставлении:

  • курса подготовки для поступления в ВУЗ ы или техникумы;
  • мест в учреждениях, занимающихся профессиональной подготовкой, по результатам вступительных экзаменов;
  • обеспечение льготников пособиями во время учебы.

Внимание: на перечисленные преференции могут рассчитывать также молодые люди, осиротевшие во время прохождения обучения.

Кроме того, осиротевшим детям в рамках законодательства позволено без внесения платы получить два профессиональных образования. Остальные молодые люди могут претендовать на бюджетное место только единожды. За второй курс придется вносить деньги.

Подробнее о возрасте сирот, получающих образовательные льготы

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F916974f-ros-vuz-620x350-300x169

В рамках действующего законодательства лишенным родительского попечения (сиротой) ребенок признается до совершеннолетия. После исполнения 18 лет статус перестает действовать. Однако в некоторых случаях его учитывают или продлевают. Так, сиротство действует до 23-летия молодого человека, обучающегося в ВУЗ е или техникуме на бюджетном месте.
  • бесплатного образования;
  • социальной стипендии;
  • иных выплат.

Для справки: студента до 23 лет учитывают в члены семейства при назначении некоторых федеральных и региональных преференций.

Если осиротевший молодой человек проходит программу профессиональной подготовки рабочего или служащего, то полное гособеспечение сохраняется до окончания курса без учета возраста.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Дополнительные преференции для воспитанников госучреждений для сирот

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fkakie-bumagi-nuzhny-dlya-socialnoj-stipendii-v-2016-godu-300x169

При изучении прав осиротевших студентов необходимо различать две категории таковых:

Первые обеспечивались за счет госбюджета всем необходимым. Таким студентам государство во время обучения выплачивает:

  • стипендию;
  • пособие в тройном размере раз в год на покупку литературы и иных учебных материалов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молодые люди в период студенчества обеспечиваются за казенный счет:

  • местом в общежитии;
  • питанием в студенческой столовой (замещающем предприятии);
  • транспортными услугами городских линий;
  • билетами на посещение родного дома (туда и обратно) раз в год;
  • одеждой и обувью;
  • предметами первой необходимости.

Внимание: студенты имеют возможность на выходные и каникулы приезжать в интернаты, выпускниками которых являются. В учреждении им обеспечивают проживание и питание.

Закон не запрещает помогать выпускникам вплоть до момента получения профессии.

Успешные студенты из числа сирот, могут претендовать на повышенные стипендии на общих основаниях. Кроме того, им предоставлена возможность участия в конкурсах на поддержку в обучении.

Например, на стипендию:

  • губернатора региона;
  • Правительства РФ;
  • иные.

Если осиротевший молодой человек выигрывает именную стипендию, то социальную ему выплачивать не прекращают. То есть финансовое положение студента напрямую зависит от активности и прилежности в обучении. Деньги, заработанные студентом во время производственной практики, выплачиваются сиротам в полном объеме (100%).

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2FTrudoustrojstvo-vypusknikov-300x210

Дипломированные специалисты, относящиеся к данной льготной категории, получают государственную поддержку при поиске первого рабочего места. На законодательном уровне для них предусмотрено следующее:
  1. Назначение пособия по безработице в размере среднего заработка по региону проживания сроком на шесть месяцев в случае отсутствия подходящей вакансии.
  2. Предоставление возможности переквалифицироваться за госсчет.
  3. Квотирование рабочих мест в рамках госпрограммы. Таковое организуется Центрами занятости по договору с работодателями.
  4. Приоритетное предоставление вакансии при наличии нескольких претендентов.

Не оставляют без поддержки и сирот, уволенных в результате сокращения. Так, в законодательном порядке на работодателя (правопреемника) возлагается обязанность по переквалификации тружеников, имеющих льготный статус.

Для сведения: молодым людям, вернувшимся на место прежнего проживания из специализированного учреждения, местные власти обязаны предоставить жилое помещение по договору соцнайма. Преференция предоставляется юношам и девушкам, у которых в собственности нет жилья.

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fimg_info_2000_2000_b87c9c7abb7aab2ed437fc4e367795f0bff503bd-300x225

Законодательство РФ обязательно для исполнения любыми организациями и предприятиями. Для получения преференций необходимо подать заявление в учреждение, оказывающее соответствующую услугу:

В первом случае при подаче заявления на прохождение подготовительного курса или сдачу вступительных экзаменов указывается льготный статус. Подтвердить его следует документом. Таким же образом нужно поступить при регистрации в Центре занятости в качестве безработного. Сотрудники учреждений учтут статус при дальнейшей работе.

Читайте так же:  В каком разделе находится возврат электронного билета на ржд

Совет: если служащие нарушают нормы законодательства, то за поддержкой следует обращаться в органы прокуратуры.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Обо всех изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Сироты и оставшиеся без попечения родителей дети: их право на образование и труд

Согласно федеральному законодательству (ФЗ №159 от 21.12.1996 г.) ребёнком-сиротой следует считать несовершеннолетнего гражданина, у которого нет в живых отца, матери или их обоих. Оставшиеся без попечения дети – это малолетние лица, чьи родители по определённым в законодательстве причинам не способны осуществлять свои права и обязанности. Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=http%3A%2F%2Fsocial-benefit.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Ffooter2

И те и другие вправе рассчитывать на необходимую им помощь государства в медицинском сопровождении, образовании, определении во взрослой жизни.

Первичное образование сиротам гарантировано, они получают его в общих образовательных учреждениях, проживая в детдоме или специализированном интернате.

По завершении I, II (III) ступени обучения, осиротевшие и лишившиеся родительского попечения дети вправе получить помощь в любом учреждении, занимающемся обучением и подготовкой специалистов. Курсовая подготовка, организуемая для абитуриентов перед поступлением, для этой группы будущих студентов проводится без внесения платы.

Зачисление в федеральный (государственный) ВУЗ, техникум или колледж гарантирует сиротам:

  1. Бесплатное питание и проживание в общежитии.
  2. Проезд в транспорте внутреннего назначения по документу ребёнка-сироты.
  3. Получение одежды и обуви, других предметов, предназначенных для бытовых нужд.
  4. Регулярные денежные выплаты в сумме, определённой нормативными документами:
    • ежемесячная социальная (повышенная) стипендия;
    • ежегодное разовое пособие в размере 3-х стипендий — на покупку принадлежностей и литературы, необходимых им для учёбы;
    • 100% заработанных денег во время практики на производстве.

Иногороднему ребёнку-сироте, получающему высшее или другое профессиональное образование, единожды в год оплачивается дорога в обе стороны к месту постоянного проживания.

Студенту-сироте или учащемуся, находящемуся на гособеспечении, разрешается оформить академический отпуск, если того требуют показания его физического состояния. В этом случае за ним полностью сохраняются все права обучающегося, включая выплату ежемесячной стипендии до возвращения на учёбу.

Сироты, которые успешно усваивают учебную программу ВУЗа или другого профессионального учреждения, не имеют академической задолженности, активно участвуют в общественной деятельности вправе рассчитывать на предусмотренные образовательной организацией формы поощрения наравне с другими студентами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Министерство образования РФ оставляет за детскими домами и учебными организациями, чьи выпускники продолжают дальнейшее обучение на очной основе в ВУЗах, право оказывать им дополнительную моральную и социальную помощь и поддержку.

Во время учёбы ребёнок, воспитывающийся и обеспечивающийся государством, может открыть вклад в СБ РФ. Средством для вложения становится компенсация, которую он получит вместо полагающегося ему по закону бесплатного обмундирования, мягкого инвентаря.

Получив профессию, осиротевший или лишившийся родительской опеки в детском возрасте молодой человек вправе рассчитывать на обязательное первичное трудоустройство. Практически все бюджетные образовательные организации сотрудничают с предприятиями, службой занятости населения и стараются обеспечить работой своих выпускников, относящихся к социально незащищённым категориям.

При возникновении трудностей в получении работы по специальности дипломированные специалисты, бывшие дети-сироты могут обратиться в СЗН. Сотрудники данной организации обязаны оказать содействие нуждающимся в трудоустройстве и заработке, организовать переподготовку по другой, более востребованной специальности. При этом дополнительное обучение должно осуществляться за счёт ресурсов государства.

Граждане-сироты, которые ищут первую работу и официально зарегистрированы на бирже труда, в течение полугода получают денежное пособие. Его размер определён средней зарплатой по региону проживания нуждающегося в трудоустройстве.

Если работник, ранее имевший статус ребёнка-сироты, лишается заработка из-за ликвидации предприятия, попадает под сокращение штатов из-за не зависящих от него причин, он вправе требовать от работодателя организовать получение бесплатного дополнительного обучения по иной профессии или специальности с последующим трудоустройством.

Итак, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей вправе воспользоваться всеми мерами социальной господдержки, а именно:

  • обучение и получение профессии в образовательной организации по их собственному выбору;
  • материальные выплаты;
  • трудоустройство после получения диплома.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovedus.ru%2Fstorage%2Fposts%2F27Dy9I4RBmntIZzurs1Cf2DtlAZ21TwZ3bXrYssN

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г. В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.
Читайте так же:  Если лишают водительских прав за вождение в нетрезвом виде

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст. 54 СК РФ. Оно включает в себя несколько составляющих и заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, именно семья выступает перед государством гарантом полного, всестороннего, комплексного осуществления прав ребенка. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. И если для всех детей защита и охрана данного права, гарантируемые государством, не имеют своей специфики, то в отношении рассматриваемой нами категории детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) осуществление данного права на практике сталкивается со значительными сложностями, зачастую начиная с момента рождения ребенка.

Согласно ст. 124 СК РФ “усыновление или удочерение (далее – усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие”. Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

Читайте так же:  Если есть график сменности нодо ли табель

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

При получении образования

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

В области труда и занятости

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность

При медицинском обслуживании

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно – оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно – курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

В жилищной сфере

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование.

Есть категория детей, которые особо нуждаются в помощи и поддержке — это дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Одной из гарантий достойного будущего для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является получение хорошего начального профессионального образования. В связи с этим, выпускники интернатов особенно нуждаются в поддержке для продолжения образования как в начальных профессиональных, так и высших учебных заведениях.

Один из важнейших международных документов о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребенка гласит, что каждый ребенок имеет право на образование, государство обязано обеспечить бесплатное обязательное начальное и общее образование, также государство должно обеспечить доступность среднего и высшего образования для всех на основе способностей .

Читайте так же:  Как можно использовать материнский капитал в 2019 году

Право на образование определено как одно из неотъемлемых прав человека также и во Всеобщей декларации прав человека. Пункт 1 статьи 26 этого основополагающего документа международного права, декларируя право каждого человек на образование, подчеркивает, что оно должно быть бесплатным, по меньшей мере, в стадиях начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Право на образование в РТ закреплено в Конституции РТ, законах и других нормативно-правовых актах в сфере образования. Так, ст. 41 Конституции РТ законодательно закрепляет право каждого на образование. Общее основное образование является обязательным. Государство гарантирует общее основное обязательное бесплатное образование в государственных учебных заведениях.

Каждый человек в рамках, определенных законом, может получить бесплатное общее среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.

В статье 6 Закона РТ «Об образовании» приведены государственные гарантии прав граждан РТ на образование. Согласно пункту 7 данной статьи детям-сиротам и подросткам, оставшимся без попечения родителей гарантируется получение образования в государственных образовательных учреждениях за счет средств бюджета, трудоустройство их после окончания образовательных учреждений общего основного, общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Необходимо также отметить, что Закон «Об образовании» не содержит каких-либо специальных норм, регулирующих деятельность школ-интернатов и детских домов, хотя данные учреждения подведомственны Министерству образования РТ.

При условии успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения преимущественно вне конкурса принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии, не противопоказано обучение в учреждениях высшего образования, а также граждане других категорий, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования РТ», утвержденном постановлением правительства РТ от 3.03.2010 г., № 118, в разделе «Прием в учреждение высшего профессионального образования и подготовка специалистов с высшим послевузовским образованием», пункте 37 также констатируется, что преимуществом поступления вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в учреждении высшего профессионального образования пользуются в первую очередь сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, инвалиды 1-й и 2-й группы, имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии, о том, что они могут обучаться, в учреждениях высшего профессионального образования.

Необходимо принять отдельный законодательный акт, определяющий права, обязанности и льготы на образование для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В существующем законодательстве сферы образования нужно четко и ясно определить все льготы и гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в ВУЗы и начальные профессиональные учреждения, и в процессе их обучения в данных учреждениях.

Дети сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей должны иметь доступ к бесплатному и качественному образованию, ведь образование — гарант их достойного будущего!

Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство – это социальное явление, которое обусловлено наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К данным факторам могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “/ Собрание Законодательства РФ, 23.12.1996,№ 52,- С. 5880.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке. Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “/ Собрание Законодательства РФ, 23.12.1996,№ 52,- С. 5880.

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

Социальная защита и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст.121–125 и др.), Жилищный кодекс РФ (ст.53, 60, 62).

Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте так же:  Заявление в суд об исправлении ошибки документе

Также гарантируется полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сиротских учреждениях, их право на бесплатное получение образования и на бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте. Кроме того, закон закрепляет за сиротами право на внеочередное бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение, на обязательное трудоустройство, на получение жилья по окончании учебы или службы в армии. Закон освобождает сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от оплаты коммунальных услуг. Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей // О. Зубарева , 2005-С. 6.

В Семейном Кодексе РФ (ст. 121 п. 2) за субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.

С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти (гл. 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года “Об опеке и попечительстве “субъекта РФ). Они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов (ст.6 п.1 Федерального закона № 48 ФЗ от 24.04.2008 года « Об опеке и попечительстве»).

Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 Семейный кодекс Российской Федерации). Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей.

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие.

На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”. В гл. 1 ст. 1 данного закона формулируются понятия “государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей”, “региональный банк данных о детях”, “федеральный банк данных о детях”, “федеральный оператор государственного банка данных о детях”, “региональный оператор государственного банка данных о детях” и “граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи”. Комментарий к Семейному кодексу / под ред. Макевич М. Г., Кузнецова И. М., Марышева Н. М. 2010- С.56.

Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складывается из регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство в семьи. Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Морозова Е.Л. К определению социальной политики и социальной защиты “. В 2 т. М., 2004-С. 2.

Дети-сироты как массовое явление современного общества должны отдельно рассматриваться законодателями на федеральном и региональном уровнях сразу в нескольких аспектах: приоритетное устройство в замещающие семьи; внеочередное обеспечение жильем в полном объеме; квотирование мест в общеобразовательных учебных заведениях РФ различного уровня; квотирование рабочих мест на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и др.

С целью пресечения иждивенческих настроений, часто присутствующих в характере детей-сирот, обеспечение жильем необходимо проводить путем предоставления ипотечных беспроцентных кредитов, частично финансируемых государством. Кроме того, необходимо ограничить право собственности на жилье, приобретенное детям-сиротам государством за счет средств федерального и регионального бюджетов, в целях его сохранности и воспрепятствования мошенничеству.

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо систематически проводить социально-бытовую адаптацию, для чего требуется увеличение количества кадровых работников, психологов, социальных педагогов и социальных работников, а также необходимо увеличение финансирования вышеуказанных учреждений.

Изображение - Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here