Право собственности на лесные участки

Полное разъяснение по теме: "право собственности на лесные участки" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

В настоящее время Вопрос о праве собственности на леса – центральный в новом ЛК. Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Единственной предусмотренной в ЛК РФ 1997 г. формой собственности на леса была федеральная. В соответствии со ст. 7 прежнего ЛК все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. При этом лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находились в федеральной собственности (ст. 19 ЛК 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях городских и сельских поселений, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК 1997 г. по существу устанавливал исключительную федеральную собственность на леса.

Вопрос о собственности на леса вызвал бурные дискуссии при обсуждении проекта Лесного кодекса Российской Федерации, который был разработан рабочей группой при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и внесен в Государственную Думу Российской Федерации в начале 2005 г. Многие юристы и ученые, занимающиеся данной проблематикой, предостерегали разработчиков проекта от включения норм, предполагающих приватизацию лесов, нарушающих право граждан России на леса, как общественное достояние.

Критикуемый проект ЛК РФ (вариант от 18 января 2005 г.) закреплял в ч. 1 ст. 42 федеральную собственность на земли лесного фонда, в ч. 2 предусматривал, что лесные участки могут находиться в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц. А в ч. 6 этой статьи предусматривалась также возможность иметь в собственности участки леса иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства (за исключением лесных участков, предусмотренных перечнем, утвержденным указом Президента Российской Федерации). Такое решение вопроса о собственности на лесной фонд противоречило не только мнению общественности, но и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, и этот вариант проекта ЛК РФ был отправлен на доработку. Более года проект перерабатывали и осенью 2006 г. вернулись к его рассмотрению.

Директор Центра экологии и управления лесов Российской академии наук Г. Коровин отметил, что в структуре документа осталась «лазейка», через которую очень легко осуществить главную идею разработчиков – о частной собственности. В Кодексе произошла подмена лесного законодательства земельным, лес из недвижимого имущества превратился в «движимое». По мнению Г. Коровина, последствия могут быть следующими: «Переводите лесные земли в любые категории и дальше – делайте с ними все, что хотите, в том числе и продавайте в частные руки». Пока же подавляющее большинство лесов все же находится в федеральной собственности, поскольку большинство лесов произрастает на землях лесного фонда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Новый ЛК закрепил собственность на леса субъектов РФ как разновидность государственной собственности. Субъекты названы в качестве участников лесных отношений в ст. 4 ЛК. Их собственность на леса, например, прямо предусмотрена ст. 82 ЛК, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Федерации. Собственность субъектов на земельные участки закрепляет ст. 18 ЗК. В их собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены субъектами Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

ЛК предусматривает также введение новой формы собственности на леса – муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками. Собственность муниципальных образований на земельные участки также предусмотрена ЗК. В соответствии с его ст. 19 в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Муниципальные образования, как собственники лесных участков, наделены ЛК полномочиями по владению, пользованию и распоряжению лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков и др. При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ.

В ЛК не предусмотрена возможность передачи участков леса из земель лесного фонда в собственность субъектов РФ и муниципальных образований. Поэтому этим субъектам лесных отношений не могут принадлежать леса на землях лесного фонда.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о собственности на городские леса, поскольку они являются надежным и эффективным фильтром, очищающим городскую атмосферу от ядовитых автомобильных выбросов. Эта роль городских лесов особенно важна, поскольку большинство населения России проживает именно в городах.

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда в тверской области в 2019 году

Решение вопроса о праве собственности на городские леса в новом ЛК РФ отсутствует. Поэтому необходимо проанализировать гражданское и земельное законодательство. Ст. 214 ГК РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В ЗК РФ содержится сходное разрешение вопроса. В соответствии со ст. 16 ЗК РФ к государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Таким образом, основываясь на анализе норм гражданского и земельного законодательства, можно сделать вывод, что городские леса и леса на землях сельских поселений являются государственной собственностью. Собственность на них не разграничена между Российской Федерацией и субъектами РФ.

В соответствии с ЛК РФ городские леса и лесопарки относятся к категории защитных лесов, поэтому на них распространяется правовой режим защитных лесов. Это согласуется с ч. 2, ст. 10 ЛК РФ, в которой сказано, что леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Также в соответствии с п. 2, ч. 3, ст. 23 ЛК РФ на землях поселений, на которых произрастают городские леса, должны быть созданы лесничества и лесопарки.

В ЛК РФ нормы, посвященные специальному правовому регулированию, отсутствуют. Поэтому, характеризуя правовой режим городских лесов, В. К. Быковский отмечает, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением, однако при этом в ЛК РФ не раскрывается целевое назначение лесов и в чем заключаются полезные функции городских лесов. Автор считает это недостатком ЛК РФ и предлагает, поэтому, указать в нем перечень видов деятельности, которые запрещено осуществлять в этих лесах. По мнению Быковского, необходимо устранить не разграниченную государственную собственность на городские леса и закрепить в законодательстве федеральную собственность на них. Это дополнительно поможет обеспечить единообразный правовой режим всех лесов на территории России. Необходимо закрепить в ЛК РФ целевое назначение городских лесов, перечислить полезные функции городских лесов и разрешенные виды деятельности в них.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что наряду с тем, какое важное значение имеют городские леса, отсутствует единообразное регулирование их правового режима, что отрицательно сказывается на эффективности использования и содержания городских лесов. Очевиден пробел в законодательстве в области правового регулирования городских лесов, выражающийся в отсутствии понятий целевого назначения лесов, перечисления полезных функций городских лесов, разрешенных видов деятельности в них. Устранение этих пробелов позволило бы уменьшить затраты и повысить эффективность ведения лесного хозяйства в городских лесах, увеличить прибыль от их использования.

Таким образом, с введением в действие нового Кодекса сформирован правовой механизм закрепления в федеральной собственности всех лесных участков в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных, помимо земель лесного фонда, категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Имеются в виду, прежде всего, нормы ст. 15 – 19 ЗК РФ, содержащие правила о собственности на землю граждан и юридических лиц, общие положения о государственной (Российской Федерации и ее субъектов) собственности на землю, а также специальные нормы о федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на землю. Кроме того, возможные формы собственности на земельные участки зависят от категории земель и определяются с учетом положений, устанавливающих особенности разных категорий земель (гл. XIV – XVIII ЗК РФ).

Вместе с тем нельзя забывать и про публичную собственность, к которой относятся земли лесного фонда и леса, произрастающие на них. Они должны использоваться во благо всего общества. Сущность публичной собственности заключается в отношениях господства, присвоения и распределения общественного блага в целях удовлетворения публичных интересов. Публичная собственность – это отношения по поводу общественного блага. Вместе с тем публичная собственность есть общественное благо, общественная ценность. Главным назначением публичной собственности является обеспечение принадлежности общего блага всему народу, всей нации, населению определенной территории, а не государственному бюрократическому аппарату, аппарату иных публичных образований. Именно поэтому имеет смысл законодательно определить соответствующие пределы, в рамках которых государство в лице Правительства нашей страны и иных органов государственной власти может распоряжаться лесами как публичной собственностью.

Право собственности на лесные участки. Аренда лесного участка

В соответствии со статьей 7, лесной участок это «земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса»”Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // “Парламентская газета”, N 209, 14.12.2006 – ст.7.Стоит отметить тот факт, что содержание самого понятие не раскрывается, а определяется через понятие «земельного участка». Нормативное закрепление понятия «земельного участка» есть в Земельном Кодексе, конкретно в статье 6 “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015) // “Российская газета”, N 211-212, 30.10.2001 – ст.6.

К лесным участкам относятся участки леса, а так же участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью и участки не лесных земель. Границы всех лесных участков обязательно должны быть обозначены с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в лесных картах Чернова Анастасия Александровна ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ // Бизнес в законе . 2009. №4. С.186-188..

Читайте так же:  Развод без суда по соглашению

В связи со сказанным представляется целесообразным четко закрепить в Лесном кодексе РФ, что лесные участки могут располагаться на землях лесного фонда либо на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, на землях поселений, на которых расположеныгородские леса, на землях особо охраняемых природныхтерриторий, на которых расположены леса. Такое ограничение круга категорий земель, на которых находятся эти участки, позволит упорядочить подход к определению форм собственности на лесные участки См.: там же.

Так же я предлагаю закрепить еще одно базовое понятие, а именно – лесной участок. А именно – закрепить это понятие в статье 7 Лесного Кодекса. Лесной участок – часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, расположенная на нем растительность, находящаяся на землях лесного фонда либо на землях иных категорий.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного Кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. А лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности “Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // “Парламентская газета”, N 209, 14.12.2006 – ч.1 ст.8.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий (исключение составляют земли лесного фонда) определяются в соответствии с земельным законодательством См: там же, ч.2. Следовательно, лесные участки, которые расположенные на землях иных категорий, могут находиться не только в федеральной собственности, но и в частной.

Можно смело говорить о том, что в лесном законодательстве нет четкого определения категорий земель, на которых могут располагаться лесные участки. Иначе говоря – все зависит от того, к какой категории земель он относится.

Аренда лесного участка. Что же касается договора аренды, то к договору аренды лесного участка применяются правила об аренде, которые предусмотрены Гражданским Кодексом, если иное не установлено Лесным законодательством (а эти иные правила, смею заметить, не установлены в нормах ЛК).

В соответствии со статьей 624 ГК (т.к. в Лесном Кодексе нет запрета на выкуп арендованных лесных участков) “Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // “Собрание законодательства РФ”, 29.01.1996, N 5, ст. 624, в договоре аренды вполне может быть предусмотрено то, что лесные участки могут быть переданы в собственность арендатора по истечении срока аренды.

Это так называемая «скрытая приватизация» возможна только в том случае, если изменить категорию земель – перевести лесной участок из земель лесного фонда в иную категорию (например, в земли населенного пункта или же земли специального назначения) См: Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом лесном кодексе РФ // Журнал российского права, 2007. № 1..

По договору аренды лесного участка, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, которые предусмотрены Лесным Кодексом Российской Федерации “Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // “Парламентская газета”, N 209, 14.12.2006 – ст.25. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности Зиновьева О. А., Понятие леса и лесного участка в новом Лесном Кодексе РФ // Журнал российского права, 2007, № 4.

Итак, получается, что участки, которые могут находится в частной собственности, не могут быть предметом договора аренды. А это очень странно. Как говорилось выше – лесные участки могут быть переданы в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выходит, что лесные участки, которые перешли в собственность по истечению срока давности, не могут быть предметом аренды. По моему, здесь присутствует не ясность. Но, в силу того, что я являюсь студенткой 3 курса, моих знаний и возможностей не достаточно, чтобы решить данную проблему.

С момента вступления в силу нового Лесного Кодекса, у арендатора появляется больше прав и обязанностей. Например, он может сдавать свой лесной участок в субаренду (а этого раньше сделать было нельзя), может передавать свои права и обязанности третьим лицам на основании договора.

Договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом “Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // “Парламентская газета”, N 209, 14.12.2006 – ст.72.

Следует отметить, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в собственность юридическим лицам (постоянное бессрочное пользование, аренда) и физическим лицам (аренда и безвозмездное срочное пользование).

Если арендатор исполнил договор аренды, предметом которого является лесной участок, принадлежащий государству или муниципальному образованию, то он имеет преимущественное право продлить данный договор аренды.

В основном, лесные участки переходят в собственность только через проведение аукциона. Однако, существует исключение – если на данном участке планируется реализация инвестиционного проекта в области освоения лесов, то это участок предоставляется в аренду без проведения аукциона. И такое же исключение относится к осуществлении рекреационной деятельности в лесах.

И еще нужно упомянуть о том, что появился новый вид договора купли-продажи – купля-продажа лесных насаждений. Он заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Другими словами, на таких аукционах продают “право заключать договор купли-продажи лесных насаждений”.

Читайте так же:  Уплата пенсионных отчислений в пфр

Во втором параграфе первой главы, я рассмотрела такое понятие как “лесной участок”. Данного определения нет в законодательстве. А я считаю, что это очень важное и одно из главных понятий, которое должно быть закреплено в Лесном Кодексе РФ.

Во второй части данного параграфа я рассмотрела некоторые вопросы, связанные с арендой лесных участков. И могу точно сказать, что в данном разделе есть много неясностей и туманностей, которые нужно устранять (и я искренне надеюсь, что данные пробелы вскоре исчезнут).

Статья 8 ЛК РФ. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Судебная практика и законодательство — Лесной кодекс. Статья 8. Право собственности на лесные участки

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды руководствовались статьями 7, 15, 27, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 23, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, и исходили из отсутствия оснований для предоставления обществу в собственность за плату спорного земельного участка, поскольку установили, что он относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и имеет особый правовой режим.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, межевой план лесных участков, заключение кадастрового инженера, руководствуясь статьями 214, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ “О внесении изменений в Закон Приморского края “О регулировании земельных отношений в Приморском крае”, Положением о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, установили границы лесных участков и смежных земельных участков в указанных истцом координатах.

Право собственности на них зарегистрировано в 2015 году за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Основанием для регистрации права собственности послужила часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда установлены статей 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Спорные участки Славянского участкового лесничества являются частью лесного фонда и в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Доводы административных истцов о том, что изъятие спорных участков Славянского участкового лесничества из состава охотничьих угодий Хасанской общественной организации охотников и рыболовов Администрацией Приморского края не проводилось, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку предметом административного дела об оспаривании нормативного правового акта является законность отнесения земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, к особо охраняемым территориям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу части 1 статьи 125 и части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из свидетельств о государственной регистрации права от 17 декабря 2007 г., имеющихся в материалах дела, земельные участки из земель лесного фонда с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства с кадастровыми номерами 35:03:000000:91 и 35:03:000000:84, расположенные по адресу: Вологодская область, Белозерский район и Вологодская область, Белозерский район, Белозерский лесхоз принадлежат на праве собственности Российской Федерации в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 448, 450, 451, 452, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 12, частью 2 статьи 24, статьями 27, 74, частью 1 статьи 74.1, частью 6 статьи 87, частью 3 статьи 105 ЛК РФ, Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, статьями 8.1 и 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”, пунктом 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, лесохозяйственным регламентом Волжского лесничества, расположенного на территории Самарской области, утвержденным приказом Министерства от 17.08.2012 N 215 (далее – лесохозяйственный регламент), пришел к выводу о наличии оснований для расторжения спорного договора аренды.

Читайте так же:  Льготы по транспортному налогу в москве

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 448, 450, 451, 452, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 12, частью 2 статьи 24, статьями 27, 74, частью 1 статьи 74.1, частью 6 статьи 87, частью 3 статьи 105 ЛК РФ, Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, статьями 8.1 и 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”, пунктом 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, лесохозяйственным регламентом Волжского лесничества, расположенного на территории Самарской области, утвержденным приказом Министерства от 17.08.2012 N 215 (далее – лесохозяйственный регламент), пришел к выводу о наличии оснований для расторжения спорного договора аренды.

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).

Лесной кодекс Российской Федерации в статьях 8, 81 устанавливает полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере лесных отношений, объектом которых является лесной фонд, участки лесного фонда, права пользования ими.

Согласно данному Кодексу леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (часть 1 статьи 6); при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий подлежат определению в соответствии с земельным законодательством (статья 8). Следовательно, такие лесные участки могут находиться также в собственности других, помимо Российской Федерации, участников лесных отношений – субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц.

В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597, 3599, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680; N 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377, 3386; N 30, ст. 4251.

4. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 2 статьи 8 Лесного кодекса).

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

1. Минэкономразвития России письмом от 09.09.2013 N 19162-ПК/Д23и высказало мнение, согласно которому поставленные на государственный кадастровый учет до 08.12.2011 земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения об отнесении их к категории земель лесного фонда, и имеющие статус сведений “временные”, учитывая отнесение согласно Лесному кодексу Российской Федерации лесных участков в составе земель лесного фонда к федеральной собственности, не могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по истечении двух лет с момента постановки таких земельных участков на государственный кадастровый учет и отсутствия соответствующих регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; таким земельным участкам органом кадастрового учета на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации может быть присвоен статус “учтенные”.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

Читайте так же:  Порядок добровольного признания отцовства в 2019-2020 году

– в строке 1.10 Заявления “Иные сведения об объекте недвижимости” в столбце “Запись, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости” необходимо указать “статус кадастровых сведений о земельном участке “временные”, в столбце “Запись, содержащаяся в документе” – “Право собственности Российской Федерации возникает на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации”;

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

1. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи лесные участки в составе земель лесного фонда, к которым относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), находятся в федеральной собственности, что также продублировано в ст. 3 ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”. По мнению М.Ю.Тихомирова, установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда является одним из положительных моментов нового ЛК РФ.

________________
Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. N 2.

________________
URL: http://ulpressa.ru/2012/02/24/igor-kornilov-o-prave-grazhdan-na-les/
Однако в последние годы не раз поднимался вопрос об установлении частной собственности на леса. Так, по мнению некоторых авторов, во-первых, “лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован в два шага, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли других категорий. Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст. 624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков – а такого запрета нет – в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены”.

________________
Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ// Журнал российского права. 2007. N 1.

Полагаем, что вряд ли можно обосновать экономическую целесообразность установления частной собственности на лесные участки из состава земель лесного фонда. Вековой опыт регулирования отношений частной собственности на леса во многих странах, в том числе и в нашей стране до революции 1917 года, свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос будет отрицательным. Учитывая естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта, установление права частной собственности на леса нецелесообразно. Это объясняется тем, что процесс лесовосстановления обусловлен очень длительными сроками выращивания леса, нередко превышающими пределы человеческой жизни. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, приносит прибыль лишь по истечении 100-150 лет. Поэтому именно рубка леса, а не лесное хозяйство является исключительно выгодной для его собственника, заинтересованного в получении прибыли. Вложение средств в восстановление лесов в условиях частной собственности на землю и лес экономически невыгодно для частного собственника. Решать более или менее удовлетворительно вопросы рационального лесопользования и лесовосстановления можно только в условиях государственной собственности на леса и земли лесного фонда.

Лесное законодательство, которое сейчас действует, имеет определенное сходство с законодательством, действовавшим до революции 1917 года, в части регулирования отношений частной собственности на леса. При этом общеизвестным фактом является то, что именно частная собственность на леса в дореволюционной России была причиной катастрофического истощения лесов, ухудшения состояния лесных ресурсов страны. Негативные последствия существования частной собственности на состояние лесов освещались в юридической литературе.

________________
Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1959.

2. Согласно положениям ч.2 комментируемой статьи, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, в ЛК РФ закреплено четкое разграничение права собственности:
– на лесные участки в составе земель лесного фонда – они могут находиться только в федеральной собственности;
– на лесные участки в составе земель иных категорий – конкретная форма собственности определяется в рамках норм земельного законодательства, в частности, гл.3 “Собственность на землю” ЗК РФ. В данном случае речь идет о частной собственности (собственности граждан и юридических лиц), государственной (собственность Российской Федерации и субъектов РФ) и муниципальной (собственность муниципальных образований).

Если у вас остались вопросы по статье 8 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Изображение - Право собственности на лесные участки 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here