Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях

Полное разъяснение по теме: "социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Социальная защита населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина нашей страны на защиту его жизни и имущества. В связи с этим населению России, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, а также участникам ликвидации чрезвычайных ситуаций гарантируется определенная социальная зашита. Эти гарантии обеспечиваются комплексом мер социального характера и соблюдением законодательства по вопросам обеспечения безопасности человека.

Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс правовых и материальных мер, обеспечивающих каждому пострадавшему определенное восполнение (компенсацию) понесенного им физического, материального и социального ущерба. В соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” гражданам Российской Федерации гарантируется:

– защита жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, имуществом, предназначенным для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

– получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

– возможность обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;

– медицинское обслуживание, компенсация и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

– бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

– пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Из приведенного перечня социальных гарантий гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, следует, что они предоставляются не только населению, но также участникам ликвидации чрезвычайных ситуаций и членам их семей. Наиболее полно меры социальной защиты граждан, а также организаций, выполнявших обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определены в Федеральном законе “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с этим законом государство оказывает государственную поддержку аварийно-спасательным службам и спасателям. В частности, для аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований устанавливается система налоговых и иных льгот, а для спасателей и членов их семей – меры по правовой и социальной защите.

Оплата труда спасателей, выплата им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, а также бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при ликвидации чрезвычайной ситуации, проводятся в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию, обеспечение питанием во время несения дежурства. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей предоставляется жилье за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов в первоочередном порядке. При желании спасателей им на эти цели могут выделяться беспроцентные ссуды или безвозмездная материальная помощь.

Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию, которое проводится при назначении их на должности в профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), а также в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе общественных (нештатных) формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Члены семей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором или контрактом, а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года право на льготы, которыми они как члены его семьи пользовались в соответствии с законодательством. Естественно, на них распространяется и право на пенсионное обеспечение, установленное Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Детализация порядка реализации конституционных прав российских граждан и уточнение механизма обеспечения социальных гарантий, определенных федеральными законами “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя”, осуществляются:

Читайте так же:  Судом выносится решение по делу если

– при разработке и совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей меры социальной защиты;

– в ходе развития механизмов страхования на случай чрезвычайных ситуаций;

– путем оптимизации системы льгот и гарантий пострадавшему населению, дифференцирования выплат пенсий и пособий;

– в ходе становления и совершенствования медико-социальной реабилитации пострадавших;

– путем разработки и внедрения рыночных механизмов всестороннего обеспечения социальной защиты населения;

– при определении порядка и адресатов оказания гуманитарной помощи пострадавшим;

– при научном обосновании направлений совершенствования социальной защиты.

Важным конституционным средством защиты прав и свобод граждан является их право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам социальной защиты, в том числе по вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. В законодательстве закреплена обязанность соответствующих органов (должностных лиц) принимать обращения граждан и рассматривать их в порядке и сроки, установленные законом.

В начале 1990 годов в Российской Федерации была сформирована особая область социальной защиты населения, пострадавших от чрезвычайных ситуаций – социальная зашита населения, подвергшегося радиационному воздействию.

Формирование законодательной базы для решения проблем, связанных с социальной защитой населения, пострадавшего в результате радиационного воздействия, началось после чернобыльской катастрофы. Были приняты Закон СССР “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы” (1991) и Закон РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (1991). В 1992 г. была принята новая редакция этого закона, получившая статус Закона Российской Федерации. В 1995, 1996, 1999 годах в этот закон Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, с которыми он действует в настоящее время.

В последующем в связи с необходимостью социально защищать людей, пострадавших от других событий радиационного характера, были приняты федеральные законы “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне” (1995) и “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” (1998). Данные законы определили группы граждан, пострадавших от радиационного воздействия, на которые распространялось действие соответствующих статей Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Видео (кликните для воспроизведения).

В основу определения статуса пострадавших в законе о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой положены плотность радиоактивного загрязнения территории и степень участия пострадавших в чернобыльских событиях.

В соответствии с этими признаками выделены 12 групп граждан, в той или иной степени затронутых аварией. В терминах закона они определены как “пострадавшие от радиационного воздействия”. Общая численность российских граждан, подпадающих под действие закона, составляет около 3 миллионов человек.

Для каждой группы пострадавших определен обширный перечень льгот и компенсаций, включающих денежные выплаты, преимущественные права, налоговые льготы, натуральное возмещение вреда (бесплатное предоставление промышленных товаров, продуктов питания, медицинских препаратов и др.).

В соответствии с законом о социальной защите пострадавших от производственной деятельности ПО “Маяк” действие соответствующих льгот и компенсаций, предусмотренных законом о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой, распространяется на 9 категорий граждан, пострадавших от катастроф на этом производственном объединении и его производственной деятельности.

В соответствии с законом о социальной защите граждан, пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определены 3 группы граждан, на которых также распространены соответствующие льготы.

Создание механизма реализации мер социальной защиты, установленных законом о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой, потребовало разработки целого ряда нормативных правовых актов в виде постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, документов федеральных органов исполнительной власти. В результате создания, начиная с 1991 г., нормативной правовой базы по этому вопросу удалось, в частности, определить порядок:

– установления причинной связи заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы;

– оказания пострадавшим медицинской помощи и предоставления им лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

– выплаты ежегодной материальной помощи и других денежных компенсаций;

– проведения обязательного государственного страхования личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы;

– предоставления доплаты работающим на радиационно загрязненных территориях, а также переведенным по медицинским показаниям из-за воздействия радиации на нижеоплачиваемую работу;

– назначения пенсий пострадавшим от чернобыльской катастрофы;

– обеспечения путевками пострадавших от радиационного воздействия;

– выдачи удостоверений участникам ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС и другим категориям пострадавших.

В последующие годы механизм реализации закона о социальной защите в связи с чернобыльской катастрофой подвергался уточнениям и дополнениям.

Принятие законов о социальной защите граждан, пострадавших в связи с чернобыльской катастрофой, в результате деятельности ПО “Маяк” и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне стало основанием для перехода к программным методам решения проблем радиационной и социальной защиты населения, пострадавшего от радиационного воздействия. Были разработаны и реализуются программы социальной и радиационной реабилитации территорий и населения, пострадавших в результате последствий радиационных аварий.

Читайте так же:  Как в локобанке проверить статус заявки

На основе накопленного опыта и последовательного роста экономики государства предполагается дальнейшее развитие системы социальной защиты граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. В ближайшее время должны быть проведены:

– унификация принципов единовременных выплат пострадавшим;

– обязательное страхование граждан, проживающих в зонах возможных стихийных бедствий и вблизи потенциально опасных объектов;

– внедрение объективных методик оценки размеров материального ущерба, нанесенного в результате чрезвычайных ситуаций физическим и юридическим лицам;

– установление единого порядка возмещения ущерба здоровью пострадавших;

– определение порядка предоставления льгот за проживание в зонах бедствий.

В дальнейшем предполагается наращивание усилий по созданию социальных фондов и резервов материальных ресурсов, используемых в чрезвычайных ситуациях и других экстремальных условиях, совершенствование работы комиссий субъектов Российской Федерации по социальной защите населения, которые должны осуществлять оперативное руководство работой на местах по оказанию социальной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

В целом система социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, функционирует, имеет необходимую нормативно-правовую и материальную базу и продолжает совершенствоваться.

1. Дайте определение ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

2. Назовите типовой состав аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3. Какие существуют способы поиска и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях?

4. Расскажите об особенностях действий по спасению людей при пожарах и наводнениях.

5. В чем состоит работа по локализации и подавлению очагов поражения?

6. В чем заключаются неотложные аварийно-восстановительные работы на системах жизнеобеспечения?

7. Перечислите виды обеспечения, организуемые в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

8. Кто организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы?

9. Какие силы привлекаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ?

10. Расскажите о значении и содержании жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации возникают в современном мире достаточно часто. Средства массовой информации с завидной регулярностью сообщают о лесных пожарах, наводнениях и землетрясениях, происходящих в разных регионах страны. Здесь нужно учитывать, что подобные ситуации всегда влекут за собой социальные последствия, поэтому граждане, оказавшиеся в районе бедствия, имеют право на поддержку со стороны государства.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Ffederalnyi-zakon-o-cifrovyh-finansovyh-aktivah-picture-normal-300x225

Основой безопасности жизнедеятельности считается Конституция Российской Федерации. В частности, здесь можно выделить следующие моменты:
  • ст.37 закрепляет за каждым гражданином право на труд в условиях, которые полностью отвечают требованиям безопасности;
  • ст.42 гарантирует право на благоприятную среду, своевременное информирование о её состоянии и возможность получения компенсации за причинённый вред здоровью и имуществу.

Более конкретная информация изложена в нормах Федерального и регионального законодательства.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F265947-300x175

Здесь можно обратиться к Федеральному закону № 68-ФЗ, где рассмотрены права и обязанности граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Статья 18 рассматриваемого закона определяет права пострадавших. Здесь прямо указано, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, граждане России имеют право:

Статья 19 регламентирует обязанности граждан, оказавшихся в зоне ЧС . Сюда относятся такие положения:

  • соблюдение законов и иных нормативных актов, действующих в районе чрезвычайной ситуации;
  • соблюдать меры безопасности и трудовую дисциплину;
  • изучать способы защиты: оказание неотложной медицинской помощи, мероприятия по спасению пострадавших, правила использования средств персональной защиты;
  • неукоснительно соблюдать правила поведения при возникновении ЧС .

Важно! В законе указана обязанность оказывать содействие спасательным бригадам, если возникает такая необходимость. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fzakon-o-raskryitii-informatsii-v-dobyivayushhih-otraslyah-otpravlen-na-povtornoe-vtoroe-chtenie-300x200

На региональном уровне устанавливается порядок обращения граждан в уполномоченные инстанции за получением необходимой помощи и полагающихся денежных выплат. Помощь оказывается на основании заявления гражданина. Чтобы получить компенсацию из средств Федерального бюджета, обращение пишется на имя губернатора области или края, выплаты из региональных фондов предполагают написание заявления на имя главы местного муниципалитета. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность пострадавшего и факт проживания в зоне стихийного бедствия.

Важно! Если документы отсутствуют, нужно обратиться в суд с просьбой установить факт проживания в помещении, пострадавшем в результате катастрофы.

Чем различаются чрезвычайные ситуации, обстоятельства и положения

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F30d88e2e65-300x202

Несмотря на некоторую схожесть и созвучность, эти определения имеют разный юридический статус и довольно чёткое разграничение. Такое разделение появилось после вступления в законную силу Приказа МВД России № 363дсп, принятого к исполнению 24 марта 2015 года.

На основании этого подзаконного акта выделяются следующие признаки:

  1. Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате стихийного бедствия, аварии или катастрофы, несущая прямую угрозу жизнедеятельности граждан. Предполагается, что такие ситуации могут повлечь появление человеческих жертв;
  2. Чрезвычайное обстоятельство — угроза жизнедеятельности людей или Конституционному строю, предотвратить которую невозможно без принятия соответствующих мер. Сюда можно отнести угрозу террористических актов или захват заложников, захват объектов инфраструктуры или государственных учреждений, конфликты, возникающие на религиозной или национальной почве;
  3. Чрезвычайное положение — меры по обеспечению порядка, вводимые на территориях ЧС . Подчиняться таким правилам должны все без исключения, независимо от национальности, возраста и социального статуса.
Читайте так же:  Алименты с пенсии по инвалидности

Важно! В рассматриваемом приказе отмечено определение чрезвычайного происшествия. Этим термином обозначают события криминального характера, которые не подразумевают глобальных масштабов.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fzhilishhnye-sertifikaty-grazhdanam_-poteryavshim-zhile-v-rezultate-chs-neobhodimye-usloviya-ih-polucheniya-300

Чрезвычайные ситуации всегда происходят спонтанно, поэтому оказавшиеся в бедственном положении граждане должны точно знать, на какую именно помощь они могут рассчитывать, какие компенсации и пособия им полагаются, в каком размере производятся выплаты.

Все перечисленные положения регулируются на государственном уровне, закреплены нормами Федерального и регионального законодательства.

Права граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях или экологически небезопасных районах

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fcsm_medicina_ea7d4d61b3-300x241

Помимо ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, которая была рассмотрена выше, права граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий, закреплены Основами законодательства РФ по охране здоровья гражданского населения.

В частности, ст.28 наделяет пострадавших в результате ЧС следующими правами:

  • получать медицинскую помощь, включая санаторно-курортное лечение и реабилитацию на бесплатной основе;
  • получать бесплатные медицинские консультации;
  • получать лекарственные препараты и другие медицинские средства бесплатно;
  • получать материальные компенсации в полном объёме, согласно установленным на законодательном уровне нормам.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2F639552.483xp-300x215

Пострадавшим при возникновении чрезвычайных ситуаций гражданам выплачиваются следующие виды пособий:

Сюда можно отнести единовременные финансовые выплаты:

  • всем пострадавшим — 10 000 рублей на человека, но не больше 50 000 на каждую семью из регионального бюджета, и 10 000 рублей из Федерального;
  • гражданам, которые были захвачены в заложники, но не получили вреда здоровью — 100 000 рублей.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fb9a9e286c1279a1b229ec900f248b115-300x200

Выплачивается единовременно за вред, причинённый имуществу пострадавших. Размер компенсационных выплат зависит от характера ущерба:
  • частичное повреждение — 50 000 рублей;
  • полное уничтожение — 100 000 рублей.

Указанные суммы полагаются каждому члену семьи. Оценка степени повреждений проводится в соответствии с протоколом, утверждённым оперативным штабом, созданным для ликвидации последствий ЧС .

Оценка ущерба проводится в 3-дневный срок после обращения пострадавших. По результатам проверки составляются акты обследования жилого строения и имущества пострадавших. После этого, органами местного самоуправления принимается решение о включении или невключении пострадавших в списки на получение пособий и единовременной материальной помощи.

Важно! Если гражданина не включили в списки, ему должны сообщить об этом в течение 24 часов с обязательным указанием причин для отказа.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях proxy?url=http%3A%2F%2Flgoty-vsem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fzakonom-predusmatrivaetsja-uvelichenie-okladov-sudej-v-6-raz_rect_0f2ef15990679bb95f862b25184d30e0-300x168

На рассмотрение депутатам Государственной думы был вынесен законопроект, который не позволит гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия, получать компенсации за вред, причинённый имуществу, если оно не было застраховано.

Вопрос о необходимости такого законопроекта возник ещё в 2010 году, когда в результате стихийных пожаров было уничтожено больше 3 000 домов. Возмещение ущерба пострадавшим обошлось казне в триллион рублей.

Цель рассматриваемого закона: побудить граждан к заключению договоров добровольного имущественного страхования и снизить нагрузку на бюджет в случае возникновения ЧС .

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Одна из основных проблем государства и общества на современном этапе – создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения на всей его территории как в мирное, так и в военное время. В нашей стране система безопасности населения создавалась по двум направлениям:

1) от опасностей антропогенного характера мирного времени и при стихийных бедствиях;

2) от воздействия поражающих факторов во время возможной войны.

Оба направления предусматривают весь спектр потенциальных опасностей, в соответствии с которым моделировались масштабы и характер вероятных последствий, что и служило исходными данными для создания государственной системы обеспечения безопасности.

Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей, а также выполнении населением определенных правил безопасного поведения, сообразно складывающейся ситуации.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

• избежание влияния опасности;

• создание ресурсов безопасности.

А) обеспечение безопасности населения в военное время и при угрозе вооруженных конфликтов

В случае начала агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы на территории страны или в отдельных ее регионах может быть введено военное положение (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»). В период действия военного положения могут в той или иной мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан.

Читайте так же:  Отсутствие утвержденной формы расчетного листка

Можно сформулировать некоторые общие рекомендации по безопасному поведению в условиях военного положения.

При объявлении в городе военного положения рекомендуется:

• не выходить на улицу при вводе войск;

• своевременно изучать приказы комендатуры и других силовых структур, строго соблюдать комендантский час и другие ограничительные меры, безоговорочно подчиняться военным приказам и распоряжениям;

• по возможности заранее создать запас воды и продуктов;

• вложить самые ценные вещи, документы в удобную для переноса упаковку и быть готовым к эвакуации;

• объединиться с жильцами дома с целью взаимопомощи;

• не приближаться к двигающейся военной технике, так как у ее водителей малый ближний обзор и можно получить травму;

• с наступлением темноты включать свет, только зашторив окна;

• ни в коем случае не приобретать и не хранить оружие и боеприпасы, не распространять и не поддерживать непроверенные слухи.

При попытке изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа вводится чрезвычайное положение (ЧП).

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом высшим органам законодательной власти РФ. Цель подобной акции – устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ. Согласно Закону РФ «О чрезвычайном положении», на этот период могут предусматриваться меры и временные ограничения, в том числе:

• приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

•установление ограничений на свободу передвижения по территории, введение на ней особого режима въезда и выезда;

• усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

• установление особого порядка, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

• запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

• запрещение забастовок и иных способов прекращения деятельности организаций;

• ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

• приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

• эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Объявление в регионе военного или чрезвычайного положения, как правило, сопровождается вводом войск и военной техники, а при неблагоприятном развитии событий – ведением боевых действий. Существуют некоторые общие, объективные правила безопасного поведения населения в этих условиях.

Так, чтобы правильно ориентироваться в том, что происходит, при появлении войск следует включить местную радиостанцию (в том числе в машине) или телевизор. Необходимо связаться по телефону со своим предприятием, для того чтобы узнать, нет ли изменений в режиме его работы, и, наоборот, с работы позвонить домой, чтобы связаться с семьей и согласовать с нею действия. Детям до выяснения обстановки лучше находиться дома под присмотром взрослых. Среди оптимальных вариантов защиты семьи – отъезд на дачу. При эвакуации нужно обязательно взять с собой документы (у каждого члена семьи они должны быть в кармане, а не в сумке или машине), немного продуктов и необходимые вещи. Ценности брать с собой не следует, их лучше спрятать в городе.

Во время любых передвижений необходимо подчиняться требованиям военной автоинспекции и патрулей. Пытаться убедить их в своей правоте в каком-то спорном вопросе очень сложно – здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Но в любом случае разумнее быть терпеливым и лояльным, учитывая психологию военнослужащего, его напряжение, раздражение и усталость. Чтобы не оказаться под подозрением в шпионаже или других несанкционированных действиях, нельзя иметь при себе бинокли, фотоаппаратуру, радиотелефоны, а также брать в дорогу или подбирать оружие, боеприпасы. Привлекают внимание униформа или какие-либо знаки различия. Опасно проявлять излишнее любопытство – это может стоить жизни. Если дорога проходит по простреливаемой местности, надо быть готовым немедленно покинуть машину, поэтому лучше всего обойтись без ремней безопасности. Необходимо иметь при себе аптечку – она в любой момент может пригодиться, как и сигареты для военнослужащих и патрулей.

Если следовать этим советам, то вероятность выжить в чрезвычайной ситуации значительно возрастет. Однако их выполнение все-таки не гарантирует абсолютной безопасности. Самое главное здесь, как и при любой другой экстремальной ситуации, сохранять спокойствие и действовать адекватно обстановке.

Начало XXI века характеризуется ростом численности чрезвычайных ситуаций и возрастающими масштабами их негативных последствий. Все чаще средства массовой информации извещают о крушении поездов, гибели морских судов, авиационных катастрофах, взрывах и пожарах, землетрясениях, наводнениях, масштабных лесных пожарах, эпидемиях и т.д. Естественно, что названные катаклизмы сопровождаются большими человеческими жертвами, огромными материальными потерями.

Читайте так же:  Алименты с матери на ребенка в 2019-2020 году

Именно социально-экономический анализ чрезвычайных ситуаций, разработка эффективных механизмов и форм социальной защиты населения от их последствий чрезвычайно актуальны для современного общества, его управленческих структур.

Чрезвычайных ситуаций вне социальной системы практически не бывает. В любую катастрофу всегда оказываются вовлеченными группа людей или человек. В конечном итоге, в тех регионах, где они происходят, формируются кризисные зоны, напитанные негативной социальной энергией и недовольством пострадавших людей. По мнению социологов, занимающихся изучением социальных последствий катастроф, многие техногенные и природные катастрофы, способны спровоцировать людей на экстремальное поведение, мятеж, бунт, политический конфликт между государствами в том случае, если не сформирована действенная система социальной защиты населения от их негативных последствий. Тем более что многие масштабные катастрофы по своим пагубным воздействиям сравнимы разве только лишь с продолжительными войнами.

Негативные социальные последствия чрезвычайных ситуаций могут иметь серьезную угрозу безопасности как для общества в целом, так и для отдельных социальных институтов. Все выше изложенное говорит о необходимости осуществления серьёзной государственной политики в сфере профилактики чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий, обеспечения эффективной социальной защиты пострадавшего населения. От качества решения названных проблем во многом зависят безопасность государства и его стабильное развитие.

Цель данной курсовой работы: провести исследование основных форм и направлений социальной защиты населения при чрезвычайных ситуациях.

Достижение поставленной цели потребовало решение следующих основных задач:

– рассмотреть социально-экономическое содержание государственной политики по социальной защите населения при чрезвычайных ситуациях;

– проанализировать статистические данные о произошедших чрезвычайных ситуациях на территории РФ за последние пять лет;

– смоделировать чрезвычайную ситуацию и на её основе определить социальные последствия;

– произвести расчёт материальных затрат на социальную защиту пострадавшего населения.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

Каждый гражданин РФ имеет право:

– на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (статья 37);

– на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).

В Федеральном законе Российской Федерации №68-ФЗ от 11 ноября 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в Статье 18 отмечается, граждане Российской Федерации имеют право:

– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

– в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

– на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

– на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Изображение - Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here