Социальное государство рф это

Полное разъяснение по теме: "социальное государство рф это" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.
Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.
Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации. К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий; 4) пособий и иных гарантий социальной защиты.

Российская Федерация – светское государство

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.
Различают два основных вида республики президентскую и парламентскую. Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.

Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации. К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий; 4) пособий и иных гарантий социальной защиты.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.

Различают два основных вида республики президентскую и парламентскую.Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

Читайте так же:  Пособия многодетным семьям
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальным называется государство, которое основывается на принципах социальной справедливости, берет на себя обязательства обеспечить возможность достойного для каждого человека существования. Концепция социального государства исходит из того, что каждый взрослый гражданин имеет возможность и обязан зарабатывать на содержание не только самого себя, но и своей семьи. Вмешательство государства имеет место лишь в том случае, если потребности гражданина не могут быть удовлетворены ввиду объективных обстоятельств, не зависящих от воли конкретного человека, например в связи с отсутствием работы, болезнью, инвалидностью.

Российская Федерация в ст. 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В данной формуле можно увидеть своеобразную цель и программу деятельности государства, которое на конституционном уровне сориентировано на социальный характер своего функционирования. Нельзя не заметить органическую взаимосвязь между демократическим, правовым характером и социальным предназначением государства.

Положения российской Конституции нацелены на то, чтобы политика государства обеспечивала создание максимально возможных на соответствующем этапе развития страны благоприятных условий обеспечения достойной жизни и свободы человека, в том числе путем регулирования социально-экономических прав и сфер жизнедеятельности, защиты и поддержки малоимущих и социально незащищенных слоев населения.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, содержащейся в гл. 1 “Основы конституционного строя”, устанавливается перечень основных обязательств государства перед обществом и людьми. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Основными конституционно-правовыми характеристиками России как социального государства являются:

– закрепление в Конституции РФ системы социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами, установленными во Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г., Международном пакте о социально-экономических и культурных правах 1966 г.;

– установление прожиточного минимума, под которым в Российской Федерации понимается стоимость потребительской корзины минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг и обязательных платежей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В России прожиточный минимум определен в Федеральном законе “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, который постоянно обновляется.

В гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, социальные обязательства получают свое развитие. Государство заботится о безопасном труде и полноценном отдыхе, создании жилищных условий, предоставлении возможности в получении образования, охране окружающей среды, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья граждан. В социальном государстве органы государственной власти из средств государственного бюджета поддерживают такие важнейшие социальные отрасли, как здравоохранение, воспитание, образование, наука и культура.

В условиях демократии социальное государство представляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Так, в ст. 39 Конституции РФ указывается, что в стране поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституционные положения о социальной природе и социальной политике Российской Федерации конкретизируются и развиваются в разветвленной системе федеральных законов, указов Президента РФ и подзаконных нормативных правовых актов. К числу таких Федеральных законов, в частности, относятся: от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации”; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”; от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”; от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”. Эти и другие социальные законы периодически обновляются и совершенствуются.

Российское государство осуществляет социальные функции на федеральном, региональном (в субъектах РФ) и муниципальном уровнях.

Основными принципами социальной политики Российской Федерации, вытекающими из природы России как социального государства, являются: социальная справедливость; адресность, или дифференциация, социальных выплат, льгот и услуг; многообразие и всесторонность социальной защиты населения. В частности, адресность (дифференциация) в отношении отдельных категорий лиц (безработных, инвалидов, пенсионеров, многодетных матерей и пр.) достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Важное значение в становлении России как социального государства имеет также утверждение принципов социально ответственного бизнеса. Эта проблема носит пока еще постановочный характер, и в настоящее время не принято законодательство, определяющее такие принципы и формы ответственности.

Широкий круг серьезных социальных проблем в российском обществе свидетельствует о том, что современная политика России как социального государства должна быть направлена в первую очередь на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь, свободное развитие каждого человека, социальную справедливость и подлинное равноправие. Все это достижимо, если государство не просто закрепляет за каждым его неотъемлемые социальные права, но и создает реальный механизм для пользования ими на принципах социального государства.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.

Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство предусматривает в этой связи существование права на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Такое положение обеспечивает свободу труда, но ставит под сомнение возможность каждому человеку заботиться о получении трудового дохода. Правда, в Конституции есть право на защиту от безработицы (ст. 37).

Читайте так же:  Регистрация договора найма жилого помещения в налоговой инспекции

Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т.д., а также, к особого рода, расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение.Демократическое социальное государство стремится к равенству граждан на основе роста благосостояния.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, регулирующую отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан. Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которого должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах этого преобразования.

Главная задача социальной политики Российской Федерации – достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий ииных гарантий социальной защиты.

1. Охрана труда и здоровья людей. В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Гражданин распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью.

Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: сочетание самостоятельности республик в составе Российской Федерации, краев, областей; обеспечение занятости, включая социальное обеспечение.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.Брак в Российской Федерации основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям. Семья отражает состояние психического здоровья живущих поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей. На родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. При этом труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

4. Развитие системы социальных льгот. Социальные службы – учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечение потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т.д. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

5. Установление государственных пенсий, пособий, и иных гарантий социальной защиты.Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.

Задание № 7 к вопросу лекции «Сделки в гражданском праве»: 2 балла.

  1. финансовая аренда. При такой аренде происходит передача практически всех рисков и выгод, вытекающих из владения данным активом. Право собственности на актив может передаваться или не передаваться;
  2. операционная аренда. Включает все другие виды аренды. Аренда может быть классифицирована как операционная, если она не влечет существенного переноса рисков и выгод.

Классификация аренды на финансовую и операционную зависит от сути операции, а не от юридической формы договора. Аренда земельных участков и зданий классифицируется как финансовая или операционная в том же порядке, как и аренда других активов.

Задание № 8 к вопросу лекции «Уголовные преступления: понятие и виды»: 2 балла.

– небольшой тяжести (клевета):

– средней тяжести (кража):

  • Трое мужчин получили реальный срок за кражу солярки. Топливо на 2 млн рублей украли на железнодорожной станции Зелецино.
  • Прокуратра Гагаузии начала уголовное преследование по факту хищения зерна, предоставленного автономии Россией в качестве гуманитарной помощи.
  • За попытку хищения женского нижнего белья осужден 29-летний разведенный неработающий житель Барановичей.
  • Генеральная прокуратура в ходе проверки выявила многомиллионные хищения в Российской академии наук.
  • МВД выявило факт хищения бюджетных средств в размере более 1,2 млрд руб. В противоправной деятельности подозревают бывших должностных лиц “Россельхозбанка»

· Примерный семьянин изнасиловал двух девушек,

· Три примерных семьянина изнасиловали 30-летнюю женщину,

· В Англии банда педофилов – “примерных мусульман” изнасиловала около 100 девочек,

· В Киеве примерный семьянин – сантехник жестоко изнасиловал девушку,

· По информации МВД России, подозреваемый в изнасиловании девочки служил в полиции в звании капитана.

Читайте так же:  Приказ о продлении срока действия трудового договора с пенсионером

– особо тяжких (убийство):

  • мать, сознательно, перестанет кормить грудного или малолетнего ребенка, а тот умрет от истощения.
  • В ходе драки, был нанесен преднамеренный удар ножом в грудь, но никакие жизненно важные органы задеты не были и из-за неоказания медицинской помощи потерпевший умер от потери крови в присутствии подозреваемого.
  • Мать специально оставляет ребенка у открытого окна в мороз.
  • Достоевский Преступление и наказание” убийство двох человек.
  • ” Парфюмер.История одного убийцы” главный герой убивает 25 девушек.

Задание 9. В социальном государстве у граждан есть такое социальное право, как право на получение образования. Какие общественные отношения, складывающиеся в сфере образования, регулируются: (2 балла)

· Административным правом? Образовательные учреждения, Иные организации, осуществляющие свои функции в сфере образования, Общественные иные некоммерческие организации, связанные с развитием образования

· Гражданским правом? Образовательные правоотношения возникают между учащимися (их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением учеником общей или профессионального образования, которая подтверждается специальным документом.

· Трудовым правом? Право на занятие педагогической деятельностью. Требования к состоянию здоровья, уровню образования педагогических работников. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям в образовательных учреждений. Правовой статус молодых специалистов.

В это понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

  1. каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
  2. каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
  3. нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Перераспределять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх необходимого. Не отнять, что имеется в наличии, и поделить поровну, а накопить и перераспределить часть созданного для тех, кто не может сам заработать, чтобы достойно жить.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

Социальное государство: понятие, социальная политика в Российской Федерации

Социальное государство — это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой тип такого, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.

7) Российская Федерация считается социальным го­сударством.

Под социальным принято понимать го­сударство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности . призвано помогать слабым, стремиться влиять на рас­пределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существо­вания.

— характеристика конституционно-правового статуса, (принцип), предполагающий закрепление в конституции гарантий экономических и прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей.

Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные различия.

Впервые характер государства был провозглашен в Основном Законе ФРГ 1949 г Ст.

Социальное должно удовлетворять интересы и потребности людей, стремиться к равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному и справедливому распределению жизненных благ. создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюд­жет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство­вать увеличению числа мелких и средних собственников, охра­нять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

В это понятие вкладывается следующий смысл: это, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача государства — обеспечить своим гражданам следующие условия: каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Принцип государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Статья 7 «1. РФ — социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии защиты».

Сущность социального государства

Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие «социальное государство». Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой.

Так что такое социальное государство?

Давайте разберемся. Само понятие «социальное государство» представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.

7) Российская Федерация считается социальным государством. Под принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности . Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.

Читайте так же:  Проведение сделки купли продажи земельного участка

Конституционные основы социальной политики Российской Федерации

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит свое развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях Основного закона. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37), на отдых (п. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44) и другие. При этом «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка … места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции РФ), т.е. вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации проживает человек.

В федеративном государстве государственная социальная политика имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации); договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.

Так, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, выполнение международных договоров находятся (согласно ст. 72 Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Например, установление общефедеральной политики, федеральные про граммы в области государственного, экономического, экологического, социального и национального развития Российской Федерации, федеральные фонды регионального развития, наряду с такими важнейшими вопросами, как принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в т.ч. в социальной сфере, контроль за соблюдением федерального законодательства и территорией Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, вопросов войны и мира, судоустройства, определение статуса и защиты государственной границы и т.д. отнесено (ст. 71 Конституции РФ) к исключительному ведению Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области обладают всей полно той государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), в т. ч. и по реализации социальной политики в регионе.

Таковы некоторые конституционные основы государственной социальной политики на общероссийском и региональном уровнях.

Рассмотрим более подробно основные направления социальной политики РФ:

Охрана труда и здоровья людей.

В демократическом обществе гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.

Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда. См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

«А что такое предупреждение заболеваний? Это охрана труда, жесткие требования» Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 25.

В России элементарные меры в течение последних лет позволили сократить количество несчастных случаев.

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. См. ФЗ РФ от 24.10.1997г. №134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Читайте так же:  Развод без присутствия одного из супругов в загсе

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ).

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.

Развитие системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб.

Она включает государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, государственных предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. См. ФЗ от 10.12.1995г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Существует и социальное обслуживание граждан пожилого возраста.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. См. ФЗ от 2.08.1995 №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. В настоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов. Это, прежде всего, Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР», Закон РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон от 21.05.1993г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и т.д.

Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятости населения в Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты о корректировке размера пенсий и заработка, из которого они исчисляются.

Согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Выражая своё мнение по данной теме, в первую очередь я хочу отметить то, что государство не создает, не дарует людям права, которые принадлежат им от рождения, а только признает их, соблюдает и защищает человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием. Государство, становясь правовым, демократичным, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, и действующую на благо социума. Данный параграф я посвятила тем нормативным актам, которые действуя непосредственно на территории Российской Федерации, подтверждают на практике то, что наша страна, несмотря на определённые недостатки, стремится к положению социального государства и некоторые её законы во многом направлены на улучшение уровня жизни населения, даже если реализовать их на должном уровне не всегда получается.

Изображение - Социальное государство рф это 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here