Транспортное страхование грузов

Полное разъяснение по теме: "транспортное страхование грузов" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Как правило, крупные сделки купли-продажи предполагают транспортировку предмета договора купли-продажи от продавца к покупателю. На протяжении всего маршрута транспортирования груз подвергается высоким рискам повреждения, что может привести к высоким финансовым убыткам владельца груза.
Изображение - Транспортное страхование грузов proxy?url=http%3A%2F%2Fstrahreg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2Fstrahovanie-gruzov

Чтобы компенсировать возможный ущерб транспортные компании прибегают к страхованию грузов

Особенностью страхования грузов является объект страхования, которым является ответственность страхователя за возможный вред (ущерб), нанесенный третьим лицам. Выгодоприобретателем по договору страхования не может стать перевозчик или иной держатель груза при перевозке.

Под ущербом подразумевается:

  • стоимость имущества, которое может быть повреждено или утрачено в процессе транспортировки;
  • упущенная выгода.

Правила и условия транспортного страхования грузов

К страховым рискам при данном виде страхования можно отнести следующие события:

  • повреждение груза или его утрата в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также при транспортировке;
  • финансовые убытки грузоотправителя вследствие несвоевременной доставки груза;
  • неправильно заполненная страхователем сопроводительная документация;
  • расходы, связанные с сортировкой или переупаковкой груза, необходимых для предотвращения предполагаемого ущерба.

Ущерб возмещается страховщиком на основании заявления страхователя, при условии установления страхового случая, в течение тридцати календарных дней.

Страховщик может быть освобожден от ответственности в следующих случаях:

  • установленный факт умышленного причинения вреда грузу самим страхователем;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • военные действия.

Транспортное страхование грузов подразумевает защиту груза на протяжении всего маршрута перемещения, начиная с отгрузки со склада отправителя и заканчивая отгрузкой в точке прибытия, включая необходимое хранение груза на промежуточных складах.

Перевозка грузов морским транспортом особенно актуальна при совершении международных торговых сделок. Система страхования морских грузов регулируется Гражданским кодексом РФ и Кодексом торгового мореплавания. Страхование груза в данном случае будет обязательным, так как данный вид перемещения грузов характеризуется наличием большого количества рисков.

Страхование опасных грузов в силу их специфических характеристик связано с повышенными рисками. В данном случае помимо основных рисков страхуется также риск загрязнения окружающей среды.

Страхование авиаперевозки грузов подразумевает организацию защиты груза, перемещаемого в воздушном пространстве. Данный способ транспортировки груза характеризуется минимальными рисками.

Изображение - Транспортное страхование грузов proxy?url=http%3A%2F%2Fstrahreg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2Favia-perevozki

Процесс погрузки оборудования на борт самолета

Страхование грузов при перевозке железнодорожным транспортом сопровождается основными рисками: смещение поезда с рельсов, порча имущества вследствие нарушения герметичности упаковки, хищение.

Изображение - Транспортное страхование грузов proxy?url=http%3A%2F%2Fstrahreg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2Fzhede-perevozki

Железнодорожный поезд, перевозящий груз

Страхование международной транспортировки грузов связано с повышенными рисками задержки времени доставки вследствие какого-либо недопонимания между представителями разных стран.

Генеральный полис страхования грузов предусматривает непрерывность страхового покрытия по всему маршруту транспортирования грузов, причем грузы могут транспортироваться различными партиями и на разных условиях на протяжении оговоренного договором срока.

Видео (кликните для воспроизведения).

В договоре страхования должны быть отражены следующие моменты:

  • реквизиты страхователя;
  • характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов;
  • характеристика экипажа (квалификация и профессиональный опыт);
  • характеристика маршрута перевозки;
  • характеристика перевозимого груза;
  • перечень страховых рисков;
  • срок страхования;
  • страховая сумма.

Договор вступает в силу, как только страхователем будет уплачена страховая премия.
Изображение - Транспортное страхование грузов proxy?url=http%3A%2F%2Fstrahreg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2Fdogovor-strahovaniya-gruzov

Договор страхования железнодорожных грузов

Договор страхования, при необходимости, может быть расторгнут до истечения срока действия. Для расторжения договора страхователь должен известить страховщика в письменном виде за тридцать дней до предполагаемой даты расторжения.

Образец письма-отказа от страхования груза можно найти на официальных сайтах страховых компаний или компаний-грузоперевозчиков.

Полис на страхование ответственности перевозчика груза обойдется в 1,6 % от страховой суммы (при утрате перевозимого груза) и в 0,56% (при повреждении перевозимого груза).

Стоимость полиса на страхование перевозимого груза будет рассчитываться индивидуально, исходя из условий транспортирования:

  • полис на перевозку автотранспортом обойдется в 0,05%;
  • полис на перевозку морским транспортом обойдется в 0,05%;
  • полис на перевозку авиатранспортом обойдется в 0,05%;
  • полис на перевозку железнодорожным транспортом обойдется в 0,08%;
  • полис на перевозку смешанных грузов обойдется в 0,08%.

Транспортная компания «Деловые линии» осуществляет страхование перемещаемых грузов посредством страховой компании ООО «Группа Ренессанс Страхование». Тариф для грузов с объявленной стоимостью в пределах от 1 млн. руб. до 300 млн. руб. составляет 0,17%.

ООО «Росгосстрах» предоставляет услугу страхования всех видов грузов, перемещаемых различным видом транспорта в любую точку мира. Тариф, в зависимости от условий транспортировки груза, может варьироваться от 0,16% до 0,50% суммы страхования.

Рейтинг страховых компаний по страхованию грузов в РФ:

  1. «СОГАЗ»;
  2. «Независимая страховая компания»;
  3. «Респект-полис»;
  4. «Альянс»;
  5. «Ингосстрах»;
  6. «Бастион-Лайн»;
  7. «Актив»;
  8. «Пари»;
  9. «Капитал-Страхование;
  10. «РЕСО-Гарантия»;
  11. «Росгосстрах».

Рейтинг надежности присваивается специальными рейтинговыми агентствами (например, компания «Эксперт РА» или «Национальное рейтинговое агентство»).

Среди отзывов о страховании грузов, можно выделить большой процент отзывов, имеющих негативную окраску. Отрицательные отзывы в основном связаны с необходимостью предоставления большого количества документов в страховую компанию, подтверждающих наступление страхового случая.

Смотрите более подробную информацию на видео о страховании грузов:

Читайте так же:  Определены правила отправления смс-запросов на предоставление госуслуг

Несмотря на то, что все усилия транспортных компаний направлены на поддержание сохранности груза в первоначальном состоянии, невозможно исключить вероятность возникновения неблагоприятных ситуаций. Оптимальным выходом из ситуации будет оформление страхования перемещаемого груза.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам страхования, ОСАГО, КАСКО, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 703-42-39

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 627-16-95

Россия (только регионы): 8 (800) 333-45-16 доб. 716

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам страхования, ОСАГО, КАСКО, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 703-42-39

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 627-16-95

Россия (только регионы): 8 (800) 333-45-16 доб. 716

Страхование грузов – это один из наиболее традиционных видов транспортного страхования. Страхователем может выступать как физическое, так и юридическое лицо, являющееся либо грузоотправителем, либо грузополучателем. Кто обычно заключает договор, продавец или покупатель, зависит от экономических и юридических взаимоотношений сторон.

В зависимости от условий сделки, риски, связанные с порчей или утерей товара, постепенно переходят от продавца к покупателю. Естественно, что он больше интересуется возможностями застраховать свой груз. Но продавец тоже может заключить договор страхования (по просьбе покупателя). Тогда страховые платежи автоматически будут включены в стоимость товара.

В правилах, применяемых страховыми организациями, существуют два типа страховки:

  • «с ответственностью за все риски»;
  • «без ответственности за повреждения».

Страхование грузов «с ответственностью за все риски» подразумевает под собой возмещение убытков от повреждения или полной гибели имущества, а также необходимые расходы, связанные со спасением и сохранением грузов, по предупреждению его дальнейшего повреждения.

Причины, по которым выплаты не производятся:

  • Военные действия и их последствия;
  • Забастовки и народные волнения;
  • Арест груза или транспортного средства, ревизия, конфискация;
  • Противоправный захват груза;
  • Прямое или косвенное воздействие атомного взрыва;
  • Радиоактивное заражение;
  • Умысел или грубая неосторожность страхователя (его представителя);
  • Нарушение правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
  • Несоблюдение необходимых требований по упаковке грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставка груза;
  • Пожар или взрыв вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома организации само­возгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов;
  • Неполный груз при целости наружной упаковки;
  • Повреждение груза червями, грызунами и насекомыми;
  • Влияние температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза.
Видео (кликните для воспроизведения).

Договор страхования «без ответственности за повреждения» подразумевает под собой выплаты за повреждение части или всего товара из-за следующих причин: пожар, взрыв, молния или другое стихийное бедствие. Также возмещение ущерба возможно, если произошло крушение или столкновение перевозочных средств, таких как самолет, поезд или грузовое судно. Кстати, если судно село на мель или столкнулось со льдом, то страховая компания также обязана выплатить всю стоимость. Вот еще несколько причин, по которым могут быть произведены выплаты:

  • Провал мостов;
  • Авария при погрузке, выгрузке и приеме судном топлива;
  • Пропажа без вести транспортного средства;
  • Расходы на тушение пожара, спасение и сохранение груза целым и невредимым.

Причины, по которым убыток не возмещается, те же, что и при условии «с ответственностью за все риски». Однако к ним еще можно добавить:

  • Потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;
  • Обесценивание товара ввиду его загрязнения при целостности наружной упаковки;
  • Выброс за борт и смытие волной палубного груза (или перевозимого в беспалубных судах).
  • Кража.

Сумма страхования, заявленная страхователем, не может быть выше стоимости груза, указанной в документах на перевозку товара. Страховая компания ответственна за груз на протяжении всего его путешествия. Пока груз не будет доставлен в руки покупателя, страховщик не может спать спокойно. Договор о страховании груза можно заключить не только по месту нахождения отправляемого груза, но и по месту его получения. Сведения, которые нужно указать в заявлении о заключении страхового договора:

  • точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
  • даты, номера коносаментов или других перевозочных грузов;
  • способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью или наливом);
  • вид транспорта;
  • пункты отправления, перегрузке и назначения груза;
  • дата отправки груза;
  • страховая сумма (стоимость страховки);
  • вид страховой ответственности (условия страхования).

Не стоит забывать, что страховая организация может заключить договор с условием осмотра имущества и составлением его описи, в которой указываются: наименование, инвентарный номер, цена, количество, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.

Страхователь должен срочно сообщить страховой компании обо всех существенных изменениях степени риска. С учетом данных изменений страховая организация может предложить новые условия страхования или ввести уплату дополнительных взносов. Если страхователь не принимает новые условия договора и отказывается платить дополнительный взнос, тогда договор прекращает своё действие с момента наступления изменений в рисках. Страховщик возвращает часть платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Читайте так же:  Вкладыш в загранпаспорт нового образца

Тарифы страховых платежей зависят от типа страховой ответственности и вида транспорта.

Данный вид страхования рассчитан на собственников товаров и грузов, перевозимых различными видами транспорта, и позволяет компенсировать убытки, связанные с повреждением или утратой груза, независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика. Условия договоров страхования грузов AO «АльфаСтрахование» отвечают современным требованиям, предъявляемым к страховому покрытию.

«АльфаСтрахование» предлагает вашему вниманию следующие продукты по страхованию грузов.

  • Полис на разовую отправку. Оформляется на основании заявления на страхование. Используется в случаях разовых отправок различных видов грузов.
  • Генеральный полис (договор) по страхованию грузов. Оформляется в случае регулярных перевозок по согласованным маршрутам или при перевозках однородных грузов. Генеральный полис страхования упрощает документооборот по страхованию грузов, а страхование распространяется на все декларируемые отгрузки. По генеральному полису предусмотрены различные варианты оплаты страховой премии.
  • Груз, перевозимый любым видом транспорта из любой точки мира в любую точку мира.
  • Транспортные расходы по доставке груза к месту назначения.
  • Ожидаемую прибыль в размере не более 10% от страховой стоимости груза в соответствии с условиями ИНКОТЕРМС 2010.

Страхование покрывает повреждение или гибель груза, произошедшие в результате случайностей и опасностей перевозки, кражи, разбойного нападения, военных и забастовочных рисков и др., в зависимости от объема страхового покрытия.

Возмещению подлежат убытки, вызванные повреждением или гибелью груза, расходы по спасанию или ремонту поврежденного груза, расходы по экспертизе.

Страхование грузов, перевозимых различными видами транспорта, — один из важнейших и распространенных ви­дов страхования. Страхованию подлежат грузы (стоимость грузов), а также другие имущественные интересы страхо­вателя, — которые могут быть оценены в денежном выра­жении и которые связаны с транспортировкой грузов. До­говор страхования может быть заключен как с юридичес­ким, так и с физическим лицом.

Страховщик может заключить договор страхования груза с объемом ответственности (совокупностью страховых рис­ков) в соответствии с одним из вариантов условий страхово­го покрытия: «С ответственностью за все риски»; «С ограни­ченной ответственностью», «Только от гибели всего груза или его части».

Поясним кратко эти условия.

1. «С ответственностью за все риски». В соответствии с таким условием страховщик возмещает без удержания франшизы все убытки (если иное специально не оговорено в полисе) от повреждения или полной гибели всего или ча­сти груза, происшедших по любой причине, кроме случаев, оговоренных особо (военных действий, забастовок, повреж­дения груза грызунами и т.п.).

2. «С ограниченной ответственностью» (с ответствен­ностью за частную аварию). В соответствии с таким услови­ем страховщик возмещает убытки от повреждения или пол­ной гибели (если иное специально не оговорено в полисе) всего или части груза вследствие:

· огня, удара молнии, взрыва, урагана, селя, землетрясе­ния и других явлений стихийного характера;

· крушения или столкновения судов, самолетов и других транспортных средств между собой, повреждения суд­на льдом, посадки судна на мель, падения самолетов;

· провала мостов, дорожных перекрытий и складских по­мещений;

· подмочки груза, смыва груза с борта судна, аварийного выброса груза, а также мер, принятых для тушения по­жара (включая пожертвование грузом);

· пропажи судна, самолета, иного транспортного средства без вести;

· погрузки, укладки, выгрузки груза.

3. «Только от гибели всего груза или его части» (отдель­ного места: тюк, ящик, контейнер и т.д.). В соответствии с таким условием перечень рисков одинаков с п.1. Однако при повреждении груза страховое возмещение выплачи­вается лишь в случае крушения или столкновения судов, самолетов и других транспортных средств между собой, пожара, взрыва на транспортном средстве.

В соответствии с условием «3» страховщик возмещает убытки только при полной гибели груза.

Страховые премии дифференцируются по видам транс­портировки и типам страховой ответственности. Они зави­сят от груза, места размещения его при перевозке, дально­сти рейса, состояния транспортного средства и т.д. Для тор­говых судов учитывается также их специализация (танкер, лесовоз и т.д.).

В договоре страхования особо указывается период стра­хования (часто устанавливается временной лимит действия страхового контроля на одну перевозку). После истечения срока страхования, но по продолжении транспортных опе­раций страховщик вправе либо потребовать уплаты допол­нительной страховой премии, либо считать договор, пре­кратившим действие.

Что касается страховой стоимости груза, то ею является общая торговая стоимость груза, а именно: стоимость са­мого груза в месте отправки в начале страхования плюс рас­ходы на страхование, плюс расходы по доставке груза вплоть до его принятия грузополучателем.

Нормы естественной убыли груза в процессе транспор­тировки обычно используются для определения франшизы.

Читайте так же:  Состав админ правонарушения

Страхование фрахта, т.е. платы за перевозку груза, имеет свою специфику. Страхователем может выступить перевоз­чик, грузовладелец, либо тот и другой. Если в договоре перевозки фрахт подлежит оплате в любом случае, даже при гибели судна с грузом, то в страховом фрахте и возмеще­нии провозной платы заинтересован грузовладелец. Если же фрахт должен оплачиваться при доставке груза в порт назначения, то страхование фрахта в интересах как перевоз­чика, который не получит фрахта в случае недоставки груза (в результате гибели транспортного средства), так и грузовладельца, который должен будет оплатить фрахт при доставке груза, даже если он поврежден. Перевозчик заинтересован в страховании фрахта в случаях, когда судно на­правляется под погрузку в другой порт и в пути получит повреждение, не позволяющее осуществить перевозку в установленные договором сроки.

В практике часто используют генеральные полисы сроком на 1 год. По этому документу страховое покрытие распространяется на все грузы, указанные в нем. Генеральный полис сокращает расходы на ведение дел, но оформляется он для страхователя, который имеет твердые заказы, установившийся оборот и номенклатуру грузов.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять меры к спасению груза, предъявив все необхо­димые документы для доказательства своего интереса в застрахованном имуществе.

Подробнее об условиях морского транспортного страхования грузов см. ответ на вопрос 25.

Транспортное страхование
01.12.2014 &nbsp | Вернуться в список

Транспортное страхование – это страхование товаров при их транспортировке и хранении подразделяющееся на несколько видов страхования в зависимости от того кто будет выступать страхователем, какой уровень страховой защиты необходим и на какой период должен быть застрахован товар. Многие путаю понятие транспортное страхование и страхование транспорта, это совершенно два разных направления в страховании:

1. Страхование транспорта направлено на то, чтобы обеспечить страховой защитой транспорт (авто, ж. д., водный, авиа).

2. Транспортное страхование направлено на защиту того, что перевозит этот транспорт.

Для обеспечения максимальной страховой защитой перевозки грузов существует несколько видов страхования, которые мы постараемся рассмотреть и описать их наиболее понятным для всех языком:

1. Страхование грузов (?) – один из видов имущественного страхования, который покрывает риски связанные с перевозкой товаров всеми видами транспорта по всему миру, включая дополнительное покрытие, связанное с временным хранением товаров на складах (временное хранение покрывает стандартные аналогично имущественному страхованию товаров на складе и включается в стандартное покрытие по грузам, только если страхуется вместе с перевозкой). Данный вид транспортного страхования подойдет для всех участников процесса перевозки и обеспечит гарантию финансовой безопасности при возникновении повреждения или утраты товара.

2. Страхование ответственности перевозчика и экспедитора (?) – один из видов страхования ответственности, относится больше к страхованию профессиональной ответственности. Включает в себя покрытие рисков связанных с повреждением товара принятого к перевозке, причинение финансовых убытков грузовладельцу в результате неверных действий и ошибок и причинение вреда третьим лицам при перевозках товаров. Страховое возмещение при страховании любого вида ответственности возможно только при условии доказанной вины страхователя, чья ответственность застрахована. Казалось бы все просто, нужно всего лишь доказать свою вину и все, но все не так, страховая компания будет доказывать не виновность страхователя всеми способами для того, чтобы не платить убыток и как следствие существует риск того, что отношения страхователя (перевозчика или экспедитора) и его клиента (грузовладельца) будут испорчены. Данный вид страхования подойдет только транспортным компаниям: перевозчика и экспедиторам.

3. Страхование ответственности складского оператора (?) – один из видов страхования ответственности, относится к профессиональной и включает в себя риски связанные с хранением товаров на складах аналогичных перечню рисков при страховании имущества, но с одним лишь существенным исключением – страхование подразумевает наличие вины собственника склада за вред причиненный имуществу. Если такая вина не будет доказана, то страховая компания не будет производить возмещение ущерба пострадавшим лицам. Как в страховании ответственности перевозчика (экспедитора) при урегулировании убытка страховщик будет отстаивать невиновность страхователя в произошедших убытках, что, безусловно, может повлечь разлад в отношениях с клиентами. Данный вид страхования не относится к рискам связанным с перевозкой товара, но плотно с ними связан, так как риски хранения в транспортном страховании достаточно часто встречаются и так же требуют к себе особого внимания.

Стоимость транспортного страхования определяется исходя из видов страховой защиты, которые каждый из страхователей определяет самостоятельно. Например, есть договоры страхования, которые включают в себя страхование ответственности перевозчика, оператора склада и общую гражданскую ответственность, так называемые гибридные договоры. По ним страховое покрытие работает сразу по нескольким группам правил и направлено на обеспечение максимальной страховой защиты рисков связанных с ответственностью застрахованного. Так же существуют и договоры страхования грузов, построенные на базе нескольких правил, например при страховании перевозки животных многие страховщики составляют договоры страхования на базе правил страхования грузов и на базе правил страхования животных, что позволяет максимально точно обозначить страховое покрытие и исключения.

Читайте так же:  Получить полис омс если нет постоянной регистрации

Расчет стоимости будет зависеть от многих фактор оказывающих влияние на степень страхового риска, таких как:

1. Основные, оказывающие максимальное влияние на итоговый тариф:

  • Вид застрахованного груза (грузов);
  • Стоимость застрахованного груза (грузов)(лимиты ответственности по договору страхования);
  • Вид (виды) транспорта используемый для перевозки товаров;
  • Расстояние и маршрут перевозки (место хранения товара);
  • Страховые риски;
  • Размер франшизы.

2. Дополнительные, оказывающие небольшое влияние на итоговый тариф:

  • Опыт работы страхователя;
  • Состояние груза;
  • Наличие упаковки;
  • Наличие охраны;
  • Наличие пломб.

Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения — морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. Страхование грузов часто называется карго, а страхование средств транспорта — каско.

Страхование грузов — один из наиболее распространенных видов страховых операций. Страхователями могут выступать лю­бые юридические и физические лица, являющиеся грузоот­правителями или грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими юридических и экономических взаимоотношений сторон.

Так, в международной торговле поставка товаров морским путем на условиях СИФ возлагает обязанность заключения дого­вора страхования на продавца. При железнодорожных перевозках аналогичные требования предусмотрены условиями поставок “франко-станция назначения” (до пограничной железнодорожной станци и).

Другие сделки (КАФ, ФАС, ФОБ при морских перевозках, франко-станция отправления и др. при железнодорожных) осво­бождают продавца от расходов по страхован ию. Следовательно, уже покупатель экономически заинтересован в страховании приобретенных товаров.

Видимо, такой характер торговых сделок утвердится со време­нем и между независимыми государствами, образовавшими СНГ.

Во внутренней торговле одним из основных видов цен является “франко-станция назначения”, которая включает расходы по до­ставке продукции на склад станции назначения. Однако при формировании цен на этих условиях расходы по страхованию чаще всего, к сожалению, не учитываются. Поэтому есть все осно­вания руководствоваться принципом перехода права собствен­ности и риска утраты стоимости продукции с покупателя на продавца.

Риск гибели или порчи товаров в зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю: при выдаче про­дукции со склада продавца, при доставке ее на склад (в порт) перевозчика, при погрузке в вагон (на судно), при разгрузке про­дукции на станции (в порту) назначения. Следовательно, преиму­щественно риск понести потери лежит на покупателе. Естественно, он прежде всего заинтересован в страховании. Но договор страхования может заключаться и продавцом (по просьбе покупателя или с его согласия) с включением страховых платежей в стоимость товара.

Условия страхования грузов, используемых в международной практике и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так и определенные отличия.

Правила, применяемые страховыми организациями, предусматривают возможность страхования гру­зов на условиях:

1 — “с ответственностью за все риски”

2 — “без ответственности за повреждение”.

Страхование “с ответственностью за все риски” означает воз­мещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведен ные расходы по спасанию и сохранению груза, по предупреж­дению дальнейших его повреждений.

Исключение из этой универсальной ответственности составля­ют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных вол­нений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного зара­жения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необ­ходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации само­возгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза чер­вями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усуш­ку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.

По договору страхования “без ответственности за повреж­дения” возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств (поездов, судов, самолетов и т.д.), посадкой судна на мель, повреждения его льдом, провалом мостов, подмочкой груза забортной водой, аварией при погрузке, выгрузке, ук­ладке груза, приеме судном топлива. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесооб­разно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, со­хранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений

Читайте так же:  Как можно выбрать в роддом по родовому сертификату в 2019-2020 году

Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при страхо­вании “с ответственностью за все риски” и, кроме того, потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости на­ружной упаковки, выбрасывания за борт и смытия волной палуб­ного груза (или перевозимого в беспалубных судах), кражи или недоставки груза.

По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой говорится дальше.

Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхо­вателем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.

Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продол­жается в течение всей перевозки (включая перегрузки и пере­валки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указан­ный в страховом свидетельстве (полисе).

Надо отметить, что страхование импортных грузов (заключае­мое отечественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на по­граничный пункт (порт, станцию). Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.

Договор страхования может заключаться как по месту нахож­дения отправляемого груза, так и по месту его получения.

В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:

— точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

— номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

— вид транспорта (при морской перевозке — название, год постройки и тоннаж судна);

— способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);

— пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

— дата отправки груза;

— стоимость груза (страховая сумма);

— вид страховой ответственности (условия страхования).

По решению страховой организации договор может заключать­ся с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвен­тарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.

Страхователь обязан, как только ему станет известно, сообщить страховой организации обо всех существенных изменениях степени

риска: о значительной задержке рейса, отклонении от обусловлен­ного в договоре страхования или обычного пути, изменении пун­кта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.

Страховая организация имеет право с учетом этих изменений пересмотреть условия страхования или потребовать уплаты до­полнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного пла­тежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Ставки страховых платежей дифференцируются по видам транспортировки и типам страховой ответственности. При пере­возке водным транспортом ставки зависят также от нахождения грузов — в трюме или на палубе. Страховая организация может увеличивать или снижать ставки, когда это вызывается условиями перевозки, ее расстоянием и направлением, состоянием транспортных средств и другими факторами.

При заключении договора с дополнительной ответственностью применяются, кроме того, индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности и специфических свойств перевозимых грузов.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая определяются следующими требованиями. Страхователь обязан принять все возможные меры к спасанию поврежденного груза, а также к обеспечению права страховой организации на регресс к виновной стороне. В течение суток, как стало известно о страхо­вом случае, необходимо сообщить страховой организации. Послед­няя должна не позднее трех дней после получения соответствующих документов приступить к составлению страхо­вого акта и определению ущерба.

Ущерб возмещается в соответствии с принципом пропорциональной (долевой) ответственности, т.е. исходя из стоимости погибшего (пропавшего) и степени повреждения со­хранившегося груза.

Изображение - Транспортное страхование грузов 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here