Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения

Полное разъяснение по теме: "во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

“Горячие” документы — Социальное обеспечение и социальное страхование

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк “Версия Проф”
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел “Интернет-версии системы КонсультантПлюс”, просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку “Горячие” документы”) и другие материалы сайта

Российское законодательство в сфере социальной политики

Правовые документы, регламентирующие вопросы социальной политики, как мы уже отмечали, принимаются на федеральном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях. Основной закон Российской Федерации — это ее Конституция.

Конституция РФ:

— Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

– в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7);

• гарантирует право граждан:

— на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитание детей (ст. 39);

— защиту материнства и детства (ст. 38);

— охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Основные социальные права граждан закреплены в Трудовом, Семейном, Жилищном кодексах РФ, Федеральных законах “О занятости населения Российской Федерации”; “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об основах охраны здоровья граждан” и др.

Трудовой кодекс РФ: устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства; закрепляет правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров; регулирует особенности правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Семейный кодекс РФ регулирует вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др.; правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Жилищный кодекс РФ: регулирует правовые отношения в области жилищной политики в зависимости от вида жилищного фонда — социальное использование (по договорам социального найма), специализированное (для проживание отдельных категорий граждан), индивидуальное (для проживания граждан-собственников), коммерческое использование (для проживания граждан на условиях возмездного пользования); предусматривает гарантии для членов семьи собственника жилого помещения (супруг, дети, родители) и др.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. “Об основах обязательного социального страхования” закрепил: основные принципы осуществления обязательного социального страхования; виды социальных страховых рисков; страховые случаи; виды страхового обеспечения но обязательному социальному страхованию; нрава и обязанности субъектов обязательного социального страхования

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” закрепляют единую пенсионную систему России, определяет уровень жизни большинства пенсионеров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” устанавливает новые правила финансирования бюджетных учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) выдаются на выполнение государственного (муниципального) задания; обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который воплощает идеологию бюджетной реформы (государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги, выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ).

Важнейшим механизмом реализации социальной политики является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Ее цель — достижение социального согласия; содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения; снижение социального неравенства. Задачи: гармонизация действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения; создание в России общества равных возможностей; модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения; обеспечение формирования системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития, создающей доступные механизмы “социального лифта” для всех, в том числе для социально уязвимых категорий населения.

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются:

— снижение уровня абсолютной и относительной бедности (или малообеспеченной части населения), увеличение среднего класса к 2020 г. до более половины населения;

— снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) — с 16,8 раза в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.;

– доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

Читайте так же:  Производство предварительного следствия следственной группой

доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения, в среднем по стране до 70—80% охвата бедного населения государственными социальными программами, к 2020 г. — до 100%;

— решение в 2012— 2015 гг. проблемы беспризорности;

— решение к 2020 г. одной из самых острых проблем пожилого населения — полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

— достижение к 2020 г. уровня занятости инвалидов в России до 40% от общего числа инвалидов.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления:

— улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов за счет высоких темпов экономического роста, позитивных изменений в системах образования и здравоохранения, осуществления комплекса мер социальной политики;

– повышение эффективности государственной поддержки семьи;

– реабилитация и социальная интеграция инвалидов;

– социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;

– развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;

— формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

Реализация стратегических целей Концепции требует: достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации, социальной поддержки населения, снижения социального неравенства; модернизации сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения.

Анализ изменений законодательства в области cоциального обеспечения

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2Fb21b1990efb4b5616d731568034e2940_compressed_v1

Увеличен пенсионный возраст государственных и муниципальных служащих

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет

Увеличен стаж государственной гражданской службы (муниципальной службы) для назначения пенсии за выслугу лет

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

Условия предоставления права на пенсию региональным и муниципальным служащим по-прежнему определяются нормативными актами регионов и муниципалитетов. Но уточняется, что для них, как и для федеральных служащих, минимальная продолжительность стажа соответствующей службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется согласно приложению к закону № 166-ФЗ.

Для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 году необходим стаж государственной (муниципальной) службы 15 лет и 6 месяцев. Далее с каждым годом он будет увеличиваться еще на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет

Федеральным государственным гражданским служащим наряду со страховой пенсией по старости может назначаться пенсия за выслугу лет. При ее назначении учитываются стаж государственной гражданской службы (не менее 15 лет) и иные условия в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 7 закона № 166-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств региональных и местных бюджетов определяются законами и иными НПА регионов и актами органов местного самоуправления

Увеличен минимальный срок исполнения полномочий члена СФ или депутата Госдумы, необходимый для получения ежемесячной доплаты к пенсии

Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

При исполнении указанными лицами своих полномочий:

— от 5 до 10 лет (ранее от 1 до 3 лет) – 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения;

— 10 лет и более (ранее свыше 3 лет) – 75 процентов

Для выплаты из ФСС страхового обеспечения понадобится справка-расчет

Приказ Минтруда РФ от 28.10.2016 № 585н

(вступил в силу 28.11.2016)

Обновлен перечень документов, без которых фонд не возместит расходы на пособия по больничному и в связи с материнством. Он пополнился справкой-расчетом.

Подавать ее придется страхователям при обращении за выделением средств за периоды, начиная с 1 января 2017 года.

Справка-расчет включает в себя суммы:

— задолженности страхователя по взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;

— начисленных к уплате взносов, в том числе за последние 3 месяца;

— не принятых к зачету расходов;

— средств, полученных от соцстраха в возмещение произведенных расходов;

— возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;

— средств, израсходованных на цели обязательного соцстрахования, в том числе за последние 3 месяца;

— уплаченных взносов, в том числе за последние 3 месяца;

— списанной задолженности страхователя.

При этом если компания хочет возместить пособия за периоды до 01.01.2017, то нужно представить форму 4-ФСС. Таким же образом возмещаются расходы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании ч. 3 перечня в ФСС РФ предоставляются копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, копии больничных листков). Сейчас это требование является обязательным для страхователей, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов.

С начала 2017 года оно распространится на плательщиков страховых взносов, которые применяют нулевые тарифы

Увеличен максимальный размер ежемесячного пособия по «травматическому» страхованию и сумма, из которой исчисляется размер единовременного пособия

Федеральный закон от 19.12.2016 № 417-ФЗ

— максимальная величина ежемесячного пособия по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не может превышать 72 290,4 рубля.

— сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты застрахованному, составляет 94 018,0 руб.

Максимальная величина ежемесячной страховой выплаты не могла превышать в январе 2016 г. 65 330,0 руб., в феврале — декабре 2016 г. — 69 510,0 руб.

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты застрахованному, составляла в январе 2016 года 84 964,2 рубля, в феврале — декабре 2016 года — 90 401,9 рубля

Читайте так же:  Раздел доли на доли

Раздел “Социальное законодательство” содержит подборку Федеральных законов и Указов Президента в области государственной социальной политики, устанавливающих социальные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям граждан:

  • Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fnews%2F100%2F110430

Обычно досрочно зачисляют пенсию тем людям, у которых выплаты приходятся на первые дни месяца. В январе они будут праздничными, поэтому пенсию принесут почтальоны или зачислят на счет раньше обычного срока.

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fnews%2F100%2F110359

Как будут увеличиваться пенсии у работающих пенсионеров?

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fnews%2F100%2F110401

Депутаты Государственной думы РФ приняли в окончательном третьем чтении проект закона, который с 2021 года позволяет гражданам России, имеющим право на получение компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги, не собирать документы, доказывающие отсутствие у них долгов по оплате ЖКХ.

Сегодня в продаже:

    Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fbooks%2F100%2Fl-601453Социальная работа с незащищеными группами населения. Учебное пособие

Изложены теоретические аспекты социальной работы с различными группами населения, предложены вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, список литературы и приложение – практические материалы, которые могут быть использованы в профессиональной практике социальной сферы будущими специалистами социальной работы. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки “Социальная работа”.

Настоящее учебное пособие является результатом разработки содержания нового для российской образовательной системы курса, посвященного актуальным проблемам компенсации ущерба, причиненного жизни, здоровью и деловой репутации работника. Данная тематика практически не представлена в российской учебной литературе и в научных исследованиях.

442 ФЗ об основах социального обслуживания граждан в РФ

Одной из главных обязанностей государства как института социальной защиты является «обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2013 года. Предметом регулирования настоящего закона являются правовые, экономические и организационные аспекты в сфере обслуживания населения: полномочия государственных служб, права и обязанности получателей и поставщиков услуг и так далее.

Структурно 442 закон о социальном обслуживании представлен десятью главами, содержащими 37 статей. Рассмотрим его краткое содержание, отметив основные положения:

Подписанный еще в декабре 2013 года, закон о социальном обслуживании вступил в силу лишь 1 января 2015 года. ФЗ 446 пришел на смену утратившим в тот же день силу нормативно-правовым актам: от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Единственное изменение, вступившее в силу на текущий момент, закон претерпел в июле 2017 года, на тот момент еще не войдя в законную силу.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» произвел определенный ажиотаж в профильных кругах еще на этапе обсуждения. Закон включил в себя некоторые аспекты, которые были затронуты и прописаны в России впервые. В первую очередь речь идет о приобщении к данной деятельности негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Предпосылками для такого кардинального решения явились во многом большие очереди граждан, желающих стать получателем услуг, что свидетельствовало о несостоятельности существовавшей на тот момент системы социального обслуживания и соответственно законов, действовавших в этой сфере.

Рассмотрим основные нововведения, последовавшие за принятием настоящего закона:

  • Привлечение к сфере социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций при условии государственной поддержки (снижение налоговой ставки, субсидирование);
  • Расширение круга граждан, которым может быть оказана такая помощь. В число лиц, которым положено бесплатное обслуживание вошли: инвалиды, пожилые люди, несовершеннолетние и граждане, денежный доход которых не превысил установленного порога;
  • Были четко прописаны основания для признания лица нуждающимся в предоставлении помощи. Для сравнения, в законе от 1995 года в качестве основания была прописана формулировка «трудная жизненная ситуация», которая неизбежно влекла за собой расхождения в трактовке;
  • Поменялась система поддержки детей-сирот, полномочия по опеке над которыми перешли в ведение органов соцзащиты;
  • Было предусмотрено создание единого реестра поставщиков и регистра получателей в сфере социального обслуживания.

Права и обязанности получателей социальных услуг по закону

Согласно положениям девятой статьи 442 закона, получатели социальных услуг имеют право на:

  • Уважение и гуманное отношение;
  • Бесплатный доступ к информации, касающейся их прав и обязанностей, видов услуг, сроков, порядка и условий их предоставления, тарифов на эти услуги, возможности получения их бесплатно и других требующихся сведений;
  • Выбор поставщика или поставщиков;
  • Отказ от предоставления услуг;
  • Защиту собственных прав и интересов в соответствии с законодательством России;
  • Участие в разработке индивидуальной программы;
  • Обеспечение условий в период нахождения в организациях социального обслуживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на необходимый уход;
  • Свободное посещение законными представителями, родственниками, юристами (адвокат, нотариус), представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • Социальное сопровождение (подробно прописано в ст. 22 закона).

Согласно статье десятой настоящего закона, в число обязанностей получателей социальных услуг входят:

  • Предъявление требуемых для предоставления услуг сведений и документов (список может отличаться в зависимости от субъекта РФ);
  • Своевременное информирование поставщика об изменении обстоятельств, явившихся изначально причиной предоставления услуг;
  • Соблюдение условий договора о предоставлении услуг, в частности своевременная и полная оплата стоимости, если предусмотрено.

После подписания законопроекта, на подготовку материально-технической базы и реализацию всех положений закона был предусмотрен год. За этот период закон претерпел поправки в июле 2014 года. В основном они касались вопроса независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Читайте так же:  Монетизация льгот ветеранам труда в москве в 2019 году

К полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, действующих в данной сфере, таким образом добавилось создание условий для проведения независимой оценки качества обслуживания и обеспечение на своих официальных интернет-сайтах технической возможности выражения мнений получателями услуг о качестве их оказания и об организации социального обслуживания в целом. Также на поставщиков легло обязательство по обеспечению открытости и доступности информации в сфере проведения независимой оценки качества их оказания.

В настоящем году вышел Федеральный закон от 14.11.2017 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно статье 2 ФЗ-324, закон вступит в силу по истечении девяноста дней со дня официальной публикации. Был опубликован в «Российской газете» 17 ноября 2017 года, таким образом, закон (и, соответственно, вносимые им поправки) вступает в силу 13 февраля 2018 года. Рассмотрим изменения, которые предстоит претерпеть закону 442-ФЗ.

Пункт 2 статьи 5 закона был изложен в другой редакции. Уточнено, что полномочия органа государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания действуют только на территории самого субъекта, а также была сделана уточняющая приписка о том, что к полномочиям данного органа относятся признание граждан нуждающимися в обслуживании и составление индивидуальных программ.

Статья 5 ФЗ-442 была дополнена пунктом 7. Таким образом, в систему социального обслуживания вошли организации, находящиеся в ведении уполномоченного органа субъекта РФ, если им, согласно положениям закона 442-ФЗ, были предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися и на составление индивидуальных программ на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=https%3A%2F%2F210fz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2Ftel-1

Формулировка пункта 13 части 2 статьи 7 ФЗ-442 была сокращена: были исключены слова «предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа)».

Пункт 2 статьи 8 ФЗ-442 был изложен в другой редакции. Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов России в сфере соцобслуживания было отнесено определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости — уполномоченной организации.

Аналогичное уточнение коснулось статьи 14, части 2 статьи 15 и части 4 статьи 16, в которых формулировка «уполномоченный орган Российской Федерации» была дополнена «уполномоченной организацией».

Рассмотрим также несколько отдельных статей закона ФЗ-442, имеющих большое значение в рамках данного законодательного акта.

Статья 15 ФЗ-442 определяет порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Основанием для признания согласно закону могут служить следующие обстоятельства:

  • Потеря способности осуществлять самообслуживание, передвигаться без чужой помощи, обеспечивая основные физиологические и иные потребности ввиду болезни, травмы, возраста или инвалидности;
  • Наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
  • Наличие в семье ребенка, у которого трудности с адаптацией в социуме;
  • Невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком (детьми) либо отсутствия попечения над ними;
  • Семейное насилие, наличие у членов семьи наркотической, алкогольной или иных зависимостей;
  • Отсутствие определенного места жительства. В особом порядке данное основание прописано для бывших воспитанников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей, не достигших при этом возраста 23 лет;
  • Отсутствие работы, и, соответственно, средств к существованию;
  • Иные обстоятельства, признанные ухудщающими жизнь граждан согласно законам субъектов РФ.

Уполномоченный орган или организация согласно закону ФЗ-442 о социальном обслуживании граждан обязаны принять решение о признании лица нуждающимся в помощи либо об отказе в течение 5 дней с момента подачи заявления. Ответ предоставляется в письменной или электронной форме. Решение по оказанию срочных услуг принимается незамедлительно. Если заявитель считает, что полученный им отказ является неправомерным и противоречит закону, он вправе обжаловать решение в суде.

Статья 13 442-ФЗ регулирует аспекты обязательств поставщиков социальных услуг в сфере обеспечения информационной открытости в процессе своей деятельности. Так, поставщики обязаны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности и обеспечивать доступ к данным ресурсам путем размещения их на информационных стендах в своих офисах, а также в средствах массовой информации, сети «Интернет» — на официальном сайте.

Также на официальном сайте должен быть размещен определенный перечень сведений и документов (часть 2 статьи 13), обновляясь в случае внесения каких-либо изменений в срок до десяти рабочих дней. Порядок размещения и обновления информации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16 ФЗ-442 содержит положения, связанные с разработкой и применением индивидуальной программы предоставления услуг. Это документ, в котором указываются сведения о форме, видах, объеме, периодичности, условиях и сроках предоставления социальных услуг. Программа также включает списки рекомендованных поставщиков и мероприятий по сопровождению (ст. 22 закона). Составляется в соответствии с потребностями человека и пересматривается в зависимости от изменения обстоятельств, определяющих данную потребность. Происходит пересмотр не реже одного раза в течение трех лет.

Подробнее об условиях составления документа и действии его положений читайте в тексте закона (ст. 16). Ссылка на скачивание закона ФЗ-442 дана в последнем подзаголовке настоящей статьи.

Статья 21 ФЗ-442 описывает, что включает в себя понятие «срочные социальные услуги»:

  • обеспечение бесплатным питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения и оказании необходимой юридической помощи;
  • создание условий для оказания экстренной психологической помощи с привлечением психологов и священнослужителей и иные срочные услуги.

Название услуг говорит само за себя — предоставляться они должны без промедления, т.е. без составления индивидуальной программы или договора о предоставлении услуг. Основанием согласно закону может служить как заявление гражданина, так и получение соответствующей информации от представителей других государственных структур (медицинских, образовательных). Подтверждением является соответствующий акт, включающий сведения о получателе и поставщике, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и условиях предоставления. Заверяется подписью получателя.

Читайте так же:  Оформление декретного отпуска 2019 документы

Статья 31 442 ФЗ предписывает, что обслуживание на дому, а также в стационарной и полустационарной формах предоставляются на безвозмездной основе детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных национальных конфликтов. Все это при условии, что на момент обращения средний доход на одного члена семьи равен или ниже определенного законами субъекта РФ порога (зачастую равен полутора прожиточным минимумам).

Текст настоящего закона может быть полезен как правозащитникам и должностным лицам, так и простым гражданам, желающим расширить свои знания в области собственных прав и свобод, предусмотренных законодательством.

Предлагаем скачать закон фз о соц обслуживании в последней редакции, вступившей на настоящий момент в силу.

Российское право социального обеспечения в современных условиях

В советский период сложилась государственная патерналистски эгалитарная модель социального обеспечения. В этой модели государству отводилась ключевая роль в разрешении социально-экономических проблем всех социальных групп на уравнительной основе. Это были уравнительное государственное социальное обеспечение, по существу не зависящее от трудового вклада лица, полная гарантированная занятость и доступное государственное здравоохранение. Советское право социального обеспечения сформировалось как публичная отрасль. Иного было не дано.

Новый облик права социального обеспечения обусловлен, на наш взгляд, модификацией природы этой отрасли. Полагаем, что она все больше приобретает частно-публичную природу. Отсюда “новый облик” отрасли связан также и с ее экспансией, расширением сферы действия за первоначальные публичные пределы. Речь идет прежде всего о расширении сферы договорного регулирования социально-обеспечительных отношений (социально-страховых и отношений по социальной помощи, социальному обслуживанию) и появлении широкого круга негосударственных организаций и органов как субъектов права социального обеспечения. М.В. Филиппова называет их публичными агентами, допущенными государством к осуществлению социальной политики и наделенными соответствующими полномочиями.

В систему обязательного социального страхования включаются в случаях, предусмотренных законом, частноправовые механизмы (например, индивидуальный накопительный порядок формирования и распоряжения накопительной частью трудовой пенсии). Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” распространяется на два вида договорного медицинского страхования: обязательное и добровольное. В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” социальные услуги могут быть оказаны как бесплатно, так и на договорных условиях с частичной или полной оплатой. Согласно Конституции РФ (ст. 39) государство поддерживает и стимулирует добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения, т.е. негосударственные (частные) формы социального обеспечения. Иными словами, речь идет о социально-экономических факторах, определяющих новый облик права социального обеспечения в связи с возрождением обязательных и добровольных форм социального страхования.

Более того, в условиях рыночной экономики возрастает не только роль обязательного социального страхования трудоспособного населения, но и необходимость в активной защите отдельных категорий лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В современных условиях государство призвано обеспечить социальную защиту населения от негативных последствий, вызванных условиями рынка (безработица, снижение уровня жизни пенсионеров и иных граждан и др.), а равно от последствий социальных потрясений, вызванных вооруженными и межэтническими конфликтами (беженцы, вынужденные переселенцы и др.), радиационными и техногенными катастрофами и т.д.

Еще одна проблема порождена рыночными условиями и связана с так называемым неформальным сектором экономики, нетипичными формами занятости (самозанятые, надомники, лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и др.). Работники этой сферы далеко не в полной мере охвачены системами социального страхования. Это стало предметом особого внимания МОТ, о чем речь пойдет в следующих разделах данной работы. В этой связи наш законодатель ввел специальный механизм “добровольного участия лица в системах обязательного социального страхования”, например уплата страховых взносов в Фонд обязательного социального страхования индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами и др.

Таким образом, речь идет не только о новых формах социального обеспечения, но и о расширении круга лиц, субъектов, нуждающихся в социальном обеспечении и предоставляющих такое обеспечение.

Как отмечалась в первых главах данной работы, исторически социальное страхование как форма социального обеспечения связывается первоначально с добровольными системами самострахования и взаимопомощи лиц наемного труда, позднее с вмешательством государства в регламентацию отношений труда и капитала. Соответственно появляются обязательные формы социального страхования, когда государство законодательно обязывает определенные группы населения страховать себя или третьих лиц от того или иного вида социального риска. Таким образом, существующие сегодня во многих развитых странах системы социального страхования основаны на единстве и взаимодействии обязательных и добровольных систем страхования. Эта дает основания утверждать, что обязательные и дополнительные частные системы социального страхования рассматриваются как единая по существу схема достижения намеченного уровня социальной защиты населения.

Несколько отличается организация социального обеспечения в странах, выбравших модель Бевериджа. Государство обеспечивает базовые гарантии социальной защиты на уровне прожиточного минимума, предоставляет равные возможности для воспитания детей семьями с разными доходами, равный доступ к государственной системе здравоохранения. Например, здесь обязательные страховые взносы формируют государственную базовую часть пенсии, выплачиваемой в едином размере для всех получателей. Эта часть пенсии основана на увязке с прожиточным минимумом, на принципах социальной помощи. Дифференциация размеров пенсий с учетом страхового вклада обеспечивается за счет добровольных профессиональных пенсий, организуемых в рамках национальной пенсионной системы страны, и индивидуальных пенсионных программ с помощью добровольного участия (НПФ и страховые компании). Таким образом, государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения. В промышленно развитых странах наблюдается тенденция к снижению общего уровня обязательного социального обеспечения и к более широкому использованию корпоративных пенсионных систем, финансируемых работодателями. Об эволюции данных моделей мы уже говорили в предыдущих разделах.

Читайте так же:  Квоты для иностранных граждан на 2019 в красноярске

Возвращаясь к России, отметим, что действующее законодательство о социальном обеспечении также включает нормы, регулирующие отношения с участием негосударственных пенсионных фондов, медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги населению, и др. На основании законодательства о негосударственных пенсионных фондах лицо или его работодатель вправе заключить с указанным фондом договор о добровольном пенсионном страховании для получения впоследствии соответствующих выплат к пенсии. Согласно Федеральному закону “Об обязательном пенсионном страховании” (2001 г.) физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа, вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в части, превышающей сумму установленного фиксированного платежа. В этом случае индивидуальная предусмотрительность лица обеспечивает дополнительную сумму к будущей пенсии застрахованного.

В современной теории права социального обеспечения нередко подчеркивается возрастание роли социально-партнерских методов регулирования социально-обеспечительных отношений. Локальные нормативные акты, коллективные соглашения и договоры признаются источниками не только трудового права, но и права социального обеспечения. Более того, в рамках индивидуально-договорного регулирования стороны трудового договора своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (оплата лекарств, дополнительные пособия при рождении ребенка и др.). В формировании социальной политики государства особая роль отводится социальным партнерам. М.Ю. Федорова отмечает, что создание дополнительных негосударственных механизмов социального обеспечения, в том числе и социально-партнерских, можно рассматривать в контексте формирования гражданского общества, его взаимодействия с государством в целях достижения социального мира и благополучия.

По нашему мнению, новый облик права социального обеспечения характеризуется единством публичных и частных начал правового регулирования. Последние особо ярко проявляются в договорных режимах регулирования социального страхования и социального обслуживания, расширении круга субъектов (обязательные государственные социально-страховые фонды, работодатели, индивидуальные предприниматели, частные медицинские учреждения и частные социальные службы и др.), а равно получателей социальных выплат и услуг.

Следует упомянуть о существенном усложнении системы правового регулирования социального обеспечения, а именно: специализации и обособлении отдельных составляющих правовых режимов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения, что иллюстрируется принятыми на рубеже веков рамочными законами. Более того, государство должно обеспечить оптимальное, согласованное функционирование государственных и негосударственных форм социального обеспечения. Последние должны быть в сфере правового регулирования отрасли права социального обеспечения, с тем чтобы государство устанавливало юридические гарантии защиты прав граждан в отношениях с негосударственными структурами, действующими в сфере социального обеспечения. Так, согласно действующему законодательству порядок участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования, пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика регламентируются федеральным законом. Иными словами, речь идет о распространении сферы действия права социального обеспечения, расширении предмета отрасли.

В качестве дополнительных факторов трансформации отрасли отметим нарастающий демографический кризис, усиливающийся процесс глобализации, изменение структуры занятости. Об этом уже упоминалось выше.

Таким образом, усложняется и модифицируется роль государства в сфере социального обеспечения. Правовое социальное государство как субъект права социального обеспечения выполняет три основные роли. Во-первых, это взятые на себя государством публично-правовые обязательства по государственному социальному обеспечению отдельных категорий граждан (пенсии государственных служащих, военнослужащих, государственные пособия семьям, имеющим детей, пособия по безработице, профессиональная подготовка безработных и т.д.), а равно по государственной социальной помощи и социальному обслуживанию (малообеспеченных лиц, граждан пожилого возраста и инвалидов и т.д.). Участниками правоотношений по государственному социальному обеспечению выступают соответствующие органы исполнительной власти (федеральные, региональные) и органы местного самоуправления, органы службы занятости, государственные и муниципальные социальные службы, государственные и муниципальные медицинские учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы.

При этом на каждом историческом отрезке пути государство должно находить оптимальный баланс, соотношение страховых (солидарных) форм социального обеспечения и форм государственной помощи (вспомоществования), с тем чтобы наиболее полно и всесторонне развернуть “сеть социальной защиты” нуждающимся лицам.

К сфере регионального и местного нормотворчества следует отнести и вопросы, которые федеральным законодательством не урегулированы. К ним вопросам относится, например, социальная поддержка многодетных и молодых семей. При этом субъекты РФ и органы местного самоуправления за счет средств своего бюджета вправе повышать уровень социально-обеспечительных гарантий по сравнению с минимальным федеральным уровнем.

Между тем процесс реформирования государственного управления и разграничения полномочий федерального центра и регионов не завершен. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий”*(800) введен новый механизм передачи полномочий Российской Федерации в сфере занятости органам государственной власти субъектов РФ, однако с условием, что эти полномочия так и остаются полномочиями Российской Федерации.

Отмеченные социально-экономические и политические предпосылки обусловили в совокупности и новые современные подходы к определению функций отрасли, ее предмета, метода, источников права и иных системообразующих факторов.

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения 435643455
Автор статьи: Сергей Самойлов

Добрый день! Меня зовут Сергей. Я уже более 17 лет занимаюсь юриспруденцией. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте – всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here